Надежда Павлович принадлежала к кругу поэтов «серебряного века»: была знакома с Брюсовым, Блоком, Андреем Белым. Но её судьбу определила встреча с православным монахом, который стал её духовным отцом.
Сегодня мы говорим о святом Нектарии Оптинском и стихотворении Надежды Павлович «Старец иеросхимонах Нектарий».
В год революционного переворота 1917-го года Надежде Павлович было чуть больше двадцати лет, и она с воодушевлением встретила перемены. Но потом пришли отрезвление и разочарование.
В 1923 году Надежда пришла работать в музей, устроенный советской властью в скиту монастыря Оптина пустынь. В обители под видом сельскохозяйственной артели всё ещё жили монахи и принимал народ оптинский старец Нектарий. Старцами называли духовно опытных людей, которые могли врачевать души других. Надежда Павлович стала духовной дочерью отца Нектария.
Вот каким запомнила она своего духовного наставника. Оптинский старец Нектарий и при безбожной власти не снимал с себя епитрахили — длинной ленты с нашитыми на ней крестами, без которой священник не может совершать богослужение.
ПАВЛОВИЧ:
В высокой шапочке на сединах,
С гранатовыми чётками в руках
И в старенькой твоей епитрахили
Тебя я вижу через столько лет,
Как юности незаходимый свет...
Ты не забыл, лишь мы тебя забыли.
Святой Нектарий Оптинский, в миру — Николай Васильевич Тихонов — родился в 1853 году, в бедной крестьянской семье. Двадцатилетним юношей пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. В монастыре Николай стал послушником старца Амвросия Оптинского, а через три года был пострижен в монахи с именем Нектарий.
Он редко выходил из своей кельи, непрестанно молился и достиг такой духовной высоты, что в 1912 году был избран в старцы. Отныне его главным послушанием стало принимать, давать наставления и утешать приходящий в монастырь народ.
Старец Нектарий часто говорил иносказательно, притчами, или такие странные вещи, что многие считали его блаженным. Он обладал даром прозорливости. Задолго до революции предсказал, что Оптина пустынь будет закрыта, в скиту откроют музей, государя и всю его семью зверски убьют, а сам он умрёт на чужбине.
В 1923 году Оптина пустынь была закрыта, старца Нектария, который к тому времени был тяжело болен, арестовали и отвезли в тюремную больницу в Козельске. Старца обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу.
Надежда Павлович представилась внучкой отца Нектария, и, воспользовавшись своим знакомством с Крупской, женой Ленина, сумела добиться смягчения приговора. Старца сослали в село Холмищи Брянской области, где он жил в доме одного знакомого крестьянина.
Надежда часто ездила к своему духовному отцу и посвятила ему одно из своих лучших стихотворений.
ПАВЛОВИЧ:
В смиреньи величавом он идёт,
Благословляя плачущий народ.
Стань перед ним, как прежде, на колени.
Он — старый, слабый — бережно понёс
Всё наше бремя и грехов, и слёз
По этим стёртым оптинским ступеням.
Он нёс их в келью, дальше нёс в тюрьму,
И дальше нёс — в неславное изгнанье,
Где жил у мужика на послушаньи,
И умер у него — в чужом дому.
Отец Нектарий скончался в 1928 году, благословив свою духовную дочь всегда помнить Оптину пустынь и трудиться во благо обители.
Надежда Павлович исполнила свои обещания. Она сумела передать на хранение в Государственную библиотеку имени Ленина в Москве богатейшие материалы оптинской библиотеки. В 1974 году монастырь Оптина пустынь получил статус памятника культуры и тем самым спасён от окончательного разрушения — и в этом тоже есть заслуга Надежды, духовной дочери отца Нектария
Надежда Александровна Павлович прожила долгую жизнь, оставив уникальные воспоминания о старце Нектарии Оптинском, в том числе — и в стихотворных строках.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.