Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 34-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 4, стихи 1-22
В отрывке, который мы только что услышали, обращаясь к своему сыну, Соломон вспоминает, как воспитывался собственными родителями. Он был нежно любим своим отцом царем Давидом, и был единственным сыном у Вирсавии, матери своей.
Что же запомнилось ему из этого общения? Самое первое, о чем он говорит, он говорит о нежности и любви. Обычно Ветхий завет ассоциируется со строгостью в воспитании и даже с телесными наказаниями. Действительно, иногда они упоминаются у разных авторов, но слова, которые мы слышали, позволяют уверенно сказать, что к строгости и патриархальному подчинению ветхозаветная педагогика не сводилась.
Но дело, конечно, не только в эмоциях. Отец призывает сына соблюдать заповеди и говорит: «да удержит сердце твое слова мои». Это выражение очень интересное. Заповеди, которые открыты ребенку, могут стать содержанием его сердца, он может поверить в них, постараться соизмерить с ними свою жизнь. Но окажется, что жизнь будет сложнее его намерений и сердцу необходимо будет усилие, чтобы эти заповеди удержать, чтобы соблюсти их. В нем будут появляться желания, которые им противоречат, перед его глазами будут возникать образы, с которыми эти заповеди несовместимы… И исполнение их будет как будто бы выскальзывать из рук, но сыну необходимо будет хранить их, чтобы жить.
В то же время, хотя заповеди и даны, мудрость и разум приходится приобретать. О чем это говорит? О том, что несмотря на любое, даже самое правильное воспитание, тот кого воспитывают, в какой-то момент должен сделать собственный выбор и приобрести мудрость своим трудом. Можно привить трудолюбие, можно показать перспективу, но нельзя сделать мудрым насильно, никакими педагогическими мерами, ни строгими, ни мягкими…
Но кто-нибудь скажет, что каждый распложен к чему-то своему, кто-то к науке, кто-то ремесленному труду, не всем же быть мудрыми… Только ошибка здесь в том, что мудрость путают с интеллектом, в то время как она — состояние сердца, его устремленность к добру и правде, к справедливости и истине. Это значит, что мудрость приобретается не на каких-то исключительных путях, к ней призван каждый из нас.