Книга пророка Исайи, Глава 4, стихи 2-6
Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 1-7
Одна из фундаментальных истин христианства заключается в том, что человеку невозможно до конца познать, Кто есть Бог Сам по Себе. Выражаясь языком богословия, человеку не дано познать сущность Бога. Мы узнаем о Нем нечто, благодаря Его действиям в этом мире. Именно наблюдая за тем, как Господь проявляет себя в судьбе человечества, люди и подбирают Ему имена. Если мы откроем Священное Писание, то увидим там множество таких имен. И Справедливый, и Праведный, и Сильный воин, и Святой и т.д. Все они призваны подчеркнуть превосходство Творца над миром и человеком. Показать, что Он в полноте обладает теми свойствами, которых не достает нам, людям. А еще все они создают в нашем сознании образ Того, Кто их носит. Благодаря им мы понимаем, что Он от нас ожидает, как нам следует себя с Ним вести и вообще, как организовывать свою жизнь в обществе. Согласитесь, если я называю Бога Справедливым, то в своей жизни я буду стараться тщательно исполнять закон и требовать этого от других людей. Если я назову Его Святой, я буду стремиться бороться за чистоту веры и хранить себя от разного рода нечистоты. Если назову Его Праведный, то от самого себя и окружающих буду ожидать нравственной безупречности и добропорядочности. Если назову Его Сильный, то приоритетом для меня вполне может оказаться защита веры при помощи оружия. Иными словами, каждый раз имя, которым мы люди называем Бога, в нашем сознании включаются цепочки ассоциаций, которые моделируют окружающую действительность, побуждают нас к определенному роду действий.
Сегодня пророк Исаия, используя образный язык, нам на еще одно божественное имя. Он изображает взаимоотношения Бога и израильского народа как отношения жениха и невесты, которую он образно называет виноградником. Жених с любовью заботился о своей невесте, однако, несмотря на это, она изменила ему. И все же, несмотря на это, Бог продолжает любить свой народ. Посылает к нему Своего Сына. Этот образ взаимоотношений между Творцом и теми, кто в Него верит, как любовных взаимоотношений часто встречается в Ветхом Завете. Поэтому христианство называет Бога еще одним именем — любовь. И это имя становится для последователей Христа главным, центральным.
Ведь справедливость и сила без любви — часто жестокость; праведность — ханжество и высокомерие; чистота и безупречность — горделивое самолюбование; сила без любви идет рука об руку с насилием; даже вера без любви — это фанатизм. Поэтому и делает христианство акцент на приобретении человеком этого важного качества. Все те формы аскетического подвига, которые оно нам предлагает, всего лишь средства достижения этой цели. А потому и в дни Великого поста не будем забывать о том, что самое главное, что мы можем приобрести за эти дни, — хотя бы чуточку той любви, которой Бог возлюбил этот мир.