Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 19-34
Как и во многих других местах книги Притчей Соломона, в этом отрывке тоже можно обнаружить существенное расхождение между тем церковнославянским текстом, который читается за богослужением и русским переводом, который мы используем вне богослужения. К примеру, последняя мысль нынешнего отрывка на русском выражена как «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать», а на славянском она обретает совсем иное значение — «Госпо́дь го́рдымъ проти́вится, смире́ннымъ же дае́тъ благода́ть». Именно славянская редакция текста книги Притчей вошла в Новый Завет и в русскую культуру, трудно найти взрослого человека, который не слышал бы этой «крылатой» фразы: «Господь гордым противится».
Библейская книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорит о природе и сущности гордыни: «Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его» (Сир. 10:14). Собственно, с этого и начались все человеческие проблемы: с решения первых людей проявить недоверие и удалиться от Бога. Все дальнейшие наши сложности так или иначе сводятся к тому же самому. С чего началось падение Адама? С того, что он допустил мысль, которая превышала его природу — он надеялся стать равным Богу. Тому, кто считает себя равным Богу, Бог, конечно же, не нужен. Но в каком смысле Бог противится гордым? На этот вопрос замечательный ответ дал святитель Иоанн Златоуст, он сказал так: «Противится, — впрочем не в том смысле, будто Богу нужно ополчаться и бороться против гордого. Что может быть слабее гордого? Как лишившийся зрения беззащитен от всякой обиды, так и гордый, который не знает Господа, лишившись этого света, легко преодолевается и людьми. Если бы даже он был силен, и тогда Богу не нужно было бы ополчаться против него; Тому, для которого было достаточно одного хотения, чтобы произвести все, гораздо легче уничтожить все. Для чего же сказано: „противится“? Для того, чтобы показать сильное отвращение Его к гордому».
А лечится гордость лишь одним простым, но крайне эффективным средством: осознанием своей совершенной зависимости от Бога, которая совершенно не предполагает бездействия, напротив, Бог во всем Священном Писании требует от каждого крайне деятельной жизненной позиции, направленной, в первую очередь, на исполнение заповедей.