Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 19-23
Последняя перед Великим постом неделя называется Масленицей. Ее традиционными символами являются народные гуляния, вкусные угощения — в целом всё то, что в великопостное время будет считаться излишним. Масленица — народное название. В календаре же эта неделя носит иное, значительно более серьезное именование — неделя о Страшном суде. Православная Церковь накануне Великого поста молитвенно размышляет о последних судьбах нашего мира и участи каждого человека в конце времен. Богослужение масленой недели отчасти напоминает великопостное. В среду и пятницу церковный устав не разрешает совершать Литургию. Вместо евангельских и апостольских строк в эти дни в православных храмах звучат произведения ветхозаветных авторов. Мы с вами, например, только что слышали отрывок из книги пророка Захарии. Не следует путать этого святого с иным Захарием — священником, отцом Иоанна Крестителя. Пророк Захария жил значительно раньше — он родился в сложные для древних евреев времена, когда они потеряли своё государство и оказались в плену сначала у Вавилонского, а затем у Персидского царства. Иудеев депортировали из Палестины в Междуречье. Святой Захария родился уже на чужбине, в окружении презиравших евреев язычников. Впоследствии ситуация изменилась — персидский правитель Кир II, прозванный Великим, разрешил иудеям возвратиться на родину. Вместе с соплеменниками в Палестину вернулся и Захария. Его пророческое делание было служением надежды. Захария (еще до указа Кира II) предсказал, что его современники вновь увидят Иерусалим и, самое главное, получат возможность заново построить храм истинного Бога, разрушенный вавилонским войском. Иерусалимский храм был главным символом древнего Израиля, единственным местом, где могло совершаться богослужение. Вернувшиеся в Палестину евреи перед тем, как начать строительство наложили на себя строгий пост — в знак покаяния за содеянные грехи. Они хотели расстаться с печальным прошлым, когда их предки забыли истинного Бога и начали поклоняться идолам. Пост длился несколько месяцев и, наконец, сменился временем радости, когда начались работы по восстановлению храма. Иные народы, жившие в Палестине, увидели благочестие иудеев, их высокую духовность и тоже пожелали узнать в Единого Бога. Пророк пишет: «Возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея». Так появились прозелиты — бывшие язычники, принявшие во времена Ветхого Завета веру в Господа.
Пророчество Захарии имеет отношение не только к той древней эпохе. Оно говорит нам, на самом деле о судьбе современного мира. Мы часто задаёмся вопросом — почему вокруг нас так много неправды и несправедливости? Как со всем этим бороться? Может быть, стоит принять суровые законы или ввести жестокие наказания? Пророк Захария дает иной совет. Жизнь древних иудеев времен Вавилонского плена в корне изменилась благодаря покаянию — осознанию ошибок прошлого и желанию изменить настоящее. Почти каждый современник Захарии стремился верить в Бога и жить по Его заповедям. Видя такое горение духа, язычники поняли, на чьей стороне правда и захотели узнать радость истинной веры. То же самое Церковь советует всем нам — посвятить дни Великого поста внимательной работе над собой, чтобы достигнутая нами, с помощью Божией, чистота и цельность оказали самое благоприятное воздействие на окружающий нас мир.