
Исповедальные, покаянные мотивы, как давно замечено, исстари присущи нашей лирической поэзии. Читая первую книгу жительницы старинного города Тула — Наталии Редозубовой «Воздух», — я встретил там вот такое, предельно беспощадное к самой себе — стихотворение:
О, Господи, как Ты непостижим!
Я корчусь и кричу в Твоем сиянье.
Все язвы и все тайны обнажив,
себе не нахожу я оправданья.
А Ты сказал, что успокоишь всех
и все простишь… Но разве так возможно?
Меня гнетет неискупимый грех,
и жизнь до отвращения безбожна.
Я не молю Тебя, не мне просить
пощады у всевидящего Бога.
Душе позволь колена преклонить
у Твоего небесного порога.
Наталия Редозубова, из книги «Воздух», 2017 год
…Как же хорош этот образ: душа преклоняющая колена, не правда ли?..
«…Воздух невидим и неосязаем, но солнечные лучи делают явной для глаз синюю часть спектра, — пишет Наталия Викторовна в предисловии к своей книге. — …Пишущий ненасытен в стремлении отразить все оттенки спектра — невидимой, но пронизывающей всё жизненно необходимой субстанции — и своей судьбы…»
Представляя сегодняшнего автора, обмолвлюсь, что Наталия пишет стихи давно.
Она публиковалась в российских и зарубежных изданиях, её поэзию можно найти в примечательной хрестоматии «Три века тульской поэзии» и на испытанном евразийском журнальном портале «Мегалит». А ещё Редозубова — талантливый педагог, на своей «малой родине» она руководит Тульским литературным театром.
Откликаясь на сборник «Воздух», на эту — пока — первую книжку поэта, литературный критик Ирина Роднянская справедливо писала: «…здесь различимы три мотива: преданная обращённость к Богу, жёсткий самоанализ и тоска по возлюбленному — все три мотива извечные и достойные лирика…»
Читая книгу Наташи, меня очень тронул один её крохотный этюд:
И то, что сердцу ближе и родней
(душа хранит сокровища глубоко) —
не потревожит суматоха дней —
то предназначено для Бога.
Говоря о сборнике Редозубовой «Воздух», — поэт и журналист Нина Гейдэ тонко заметила: «…суть духовной первоосновы её поэзии неизменна… Не только тогда, когда лирические строки рождены переживанием любви и радости, но и когда они продиктованы болью потерь, пониманием мучительных противоречий жизни, развенчанием ложных идеалов — вектор этой поэзии всегда устремлён ввысь. К жизнеутверждающей божественной сути бытия. Потому, наверное, „Воздухом“ так легко дышится….» Конец цитаты.
Я думаю, воистину — так. Давайте закончим нашу сегодняшнюю встречу с поэзией Наталии Редозубовой — ещё одним стихотворением из её первой книги, из главы, названной «По водам»:
Спотыкающимся нужен костыль.
Поищу его я, а ты остынь.
Мало ли, что привидится в темноте.
Нужно из всех слагаемых выбрать те,
которые при перестановке не подведут.
Остается складывать,
умножать — непосильный труд.
Когда сотый раз бьют по рукам,
проникаешься благодарностью к дуракам.
Претензии к жизни сводятся до
самых простых вещей: здоровье, пальто,
чтобы настало лето, свистел комар.
И каждая малость поистине Божий дар.
Наталия Редозубова, из книги «Воздух», 2017 год
«Жизнь рядом со святым местом»

В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Марина Борисова, Наталия Лангаммер, а также наш гость — настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря в Рязанской области игумен Лука (Степанов) — поделились светлыми историями о том, как людей преображает жизнь рядом со «святым местом», например, монастырем.
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;