Адрес Новодевичьего монастыря: 119435, Новодевичий пр., 1.
Новодевичий монастырь основал в 1524 году Василий 3-й. Ну, коли монастырь назвали Новым, надо полагать, что был и Старый. И в самом деле – Стародевичьим в то время именовали Зачатьевский монастырь. А вот полное название новой обители звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.
Одигитрия переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница». Так называли образ Богоматери, который находился в константинопольском храме Одигон. Считается, что икона написана была евангелистом Лукой и почиталась в Византии как хранительница Империи. В 1046 году образ перенесла на Русь дочь императора Константина царевна Анна – это было родительское благословение на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Эта икона стала родовой святыней русских князей. В 1097 году Владимир Мономах, перенёс образ Путеводительницы в свой удельный город Смоленск. С тех пор икона стала называться Смоленской.
Интересно, что на игуменство в Новодевичий монастырь великий князь призвал преподобную Елену из Суздаля. Он почитал Преподобную за святость жития и верил в силу её молитв за великокняжеский род. Вместе с ней в столицу прибыли 18 суздальских стариц.
Надо сказать, что не смотря на мирное, я бы даже сказал – нежное название, Новодевичий монастырь был мощной крепостью на западных подступах к Москве. Мощные каменные стены с башнями были снабжены пушечными, мушкетными и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. То есть обитель занимала важное место в оборонительной линии других московских монастырей – Донского, Данилова, Ново-Спасского и Симонова.
21 августа 1612 года под стенами Новодевичьего монастыря произошла решающая битва русского ополчения под предводительством князя Пожарского за освобождение Москвы. Отсюда русские дружины двинулись на Кремль.
Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны – именно при ней сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Главные храмы обители образуют в плане правильный обращенный к востоку крест. В центре его - Смоленский собор, наверху - колокольня, основная вертикаль - это трапезная палата с Успенской церковью, а поперечная с севера и юга замыкается Преображенским и Покровским надвратными храмами. Главная тема архитектурного убранства – это контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей и балюстрад с багряно-красными фасадами храмов. И все это обрамляется белоснежными стенами с 12-тью башнями, которые украшены причудливыми «коронами».
Увы, временные рамки программы не дают нам возможности далее описывать красоты Новодевичьего монастыря.
Да и к чему? Сказано ведь – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Контакты:
г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1
Телефон:8 (499) 245-31-68
E-mail: novodevich@ mepar.ru
Адрес сайта: http://novodev.msk.ru/
Как добраться:
До монастыря можно добраться От станции метро "Спортивная" на автобусе № 64, 132 или троллейбусе №5, 15, также можно дойти пешком за 5-7 минут.
Схема проезда:
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема