Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

В библейском рассказе о грехопадении Адама и Евы есть примечательный эпизод, из которого мы узнаем нечто важное о том, что есть грех. После того, как прародители нарушили заповедь Бога, они обратили внимание на наготу друг друга и сделали себе одежды. Деталь весьма примечательная. Былое единство пропало. Люди стали воспринимать друг друга как посторонних. Более того, теперь посторонним для них стал Бог. Вместо любящего отца они увидели в Нем грозного судию. Поэтому, почувствовав Его приближение, они прячутся. И чем дальше в историю, тем это желание закрыться от внешнего мира, друг от друга, от Бога становится все сильнее. Итак, суть греха — обособление, закрытость. Как говорил один современный мыслитель, ад — место, где все стоят друг ко другу спиной.
Именно об этом нам рассказывает сегодняшняя причта. Нет ничего плохого в том, чтобы какое-то время побыть одному. Порой это и просто необходимо. Но не в случае с блудным сыном. Тяжесть и подлость его проступка заключался в том, что он покидает отца прежде его смерти. Хотя по закону именно он, а не его старший брат, должен был обеспечить старость родителя. Он же, забрав свою долю наследства, словно поворачивается к нему спиной, навсегда вычеркивает из своей жизни. Итог закономерен — одиночество и тоска пустоты. Это состояние и называет притча «дальней страной». Ничего кроме горечи там человек испытать не может. Но парадоксальным образом, именно этот опыт обособления и рождает в его душе тоску по дому. Поэтому и спешит блудный сын к отцу с такой поспешностью, несмотря на риск быть с позором отверженным. Видимо, поэтому же и не может принять его старший брат. Несмотря на то, что внешне он безупречен, ему недостает той мудрости и опыта, которую приобрел блудный сын, пройдя через падение и покаяние. Потому он совершает схожую ошибку: поворачивается к брату спиной и в обиде закрывается от отца.
Все это может привести нас к важным выводам. Святость — это не всегда нравственная безупречность и отсутствие опыта падения. Порой тем, кто ее достиг, пришлось изрядно поскитаться и даже поесть из одной миски со свиньями как блудному сыну. А потому их святость — это результат того, что они оказались способны вернуться из «далекой страны» домой, вновь открыться Богу. Именно благодаря этому опыту они научились снисходить к ближним. Замечательно по этому поводу в свое время написал И.С. Тургенев: «очень поздно в жизни — и только после многих опытов — научается человек, при виде действительного падения или слабости собрата, сочувствовать ему и помогать ему без тайного самоуслаждения собственною добродетелью и силой, а, напротив, со всяческим смирением и пониманием… почти неизбежности вины!»
Поэтому и мы не будем унывать, когда по своей собственной вине оказываемся в добровольном изгнании. Если всякий раз мы будем находить в себе силы встать и с покаянием вернуться домой, любящий отец с радостью примет нас в свои объятия. А тот отрицательный опыт, который мы получили во время своих странствований, удивительным образом послужит на пользу нашей душе.