
У нас в гостях был клирик Троицкого храма деревни Болтино Мытищинского благочиния священник Владимир Мартон.
Отец Владимир рассказал о своем пути к священству. Наш гость поделился, что главное для священника — не привязывать людей к себе, но показать дверь ко Христу, а дальше человек уже должен стараться идти сам. Разговор шел о важном умении радоваться мелочам и воспринимать все, как подарок от Бога. Также мы говорили о том, почему и в каком смысле священство можно сравнить с браком.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
К. Мацан
– «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Кира Лаврентьева...
К. Лаврентьева
– Добрый вечер.
К. Мацан
– И я, Константин Мацан. У нас сегодня в гостях священник Владимир Мартон, клирик Троицкого храма деревни Болтино Московской области. Добрый вечер.
Иерей Владимир
– Добрый вечер.
К. Мацан
– Говорим мы в этих беседах, я напомню нашим радиослушателям, о пути священника к вере, в вере и о об этом решении стать священником, о тех трудностях, с которыми священник в своем служении сталкивается. Словом, пишем такой портрет священника в интерьере его жизни, его быта и его служения. Вот об этом с вами сегодня хотелось бы поговорить. Но, знаете, начать хочу вот с чего, с такой личной истории небольшой. Недавно я участвовал в одном таком частном разговоре со своей собеседницей, мы обсуждали нашего общего знакомого, обсуждали восторженно, очень позитивно. И она сказала про него: у него такова емкость личности, что ему прямо вот быть священником, вот прямо жду, когда он станет священником. И я подумал, что это очень красиво сказано, сказано с заботой о человеке, с радостью о человеке. Но возникает, с другой стороны, такая интересная логика: вот емкость личности – вот если человек как некий сосуд, в котором все заполнено, кроме последних там, не знаю, десять процентов у горлышка. И вот ему нужно туда долить благодать священства – этих последних десять процентов, – тогда он станет полноценным абсолютно. И я подумал, что в этой логике для вот человека, так говорящего, священник – это такой единственный вариант полноценного человека. А вот все остальные, кто не священники, просто верующие, тем более женщины, они такие, немножко неполноценные. Вот такая логика здесь рисуется. И я подумал, нет ли в этом такого, достаточно часто встречающегося для православного сознания, «священникоцентризма» – что вот мы так любим наших батюшек, что лучше, чтобы все мужчины были батюшками, потому что тогда уж они будут точно хорошими, вот тогда они точно себя найдут. И вообще, если ты верующий мужчина и не священник – то ты как-то вообще недобрал в этой жизни, как-то не достиг цели, планку ты не взял. Что вы об этом думаете?
К. Лаврентьева
– Какой витиеватый вопрос, я в восторге просто.
Иерей Владимир
– Ну он же очень правильный. Потому что действительно у нас есть какое-то желание всех более-менее таких благочестивых ребятишек сразу отправить в семинарию. И почему-то забывается, что любой христианин может быть проповедником, любой христианин может принимать участие в жизни прихода, быть миссионером, катехизатором, просто хорошим человеком, да, без благодати священства. Ведь священник – это ну, наверное, определенная функция внутри Церкви, да, это человек, который возглавляет богослужение, совершает какие-то вот необходимые действия в алтаре, но вся Церковь принимает участие даже в литургии. Поэтому, мне кажется, это очень опасно – брать и думать или тем более направлять человека в священство. Это должно быть определенное его личное желание, его горение, его стремление к этому. И тогда у этого будет, мне кажется, хороший результат.
К. Мацан
– И вот, наверное, даже от этого еще и оттолкнусь, сейчас еще одну вещь для наших слушателей замечу. Просто поскольку это радио, картинки у нас нет. Сейчас с нами в студии сидит священник. Вот как, вы думаете, как выглядит священник? К нам в студию пришел человек – во-первых, без подрясника, без облачения...
К. Лаврентьева
– Очень стильно одетый.
К. Мацан
– Это можно, это ненаказуемо. Это просто (опять-таки к вопросу о стереотипах) несколько неожиданно, хотя меня лично ни капли не смущает, даже радует. В толстовке, с наушниками модными такими, круглыми на шее...
К. Лаврентьева
– И вообще очень модный.
К. Мацан
– С короткой стрижкой, относительно короткой, с недлинной такой, хорошо ухоженной бородой с барбершопа – ну вот я так, может быть, излишне детально рисую, но чтобы просто поняли наши слушатели, что вот не такой, благообразно седовласый, такой вот бородатый (как, помните, у Шукшина был «поп – с волосьями»), у нас в студии. Это какой-то образ современного молодого человека, и мы с вами почти ровесники, и при этом вы стали священником. Это для меня очень рифмуется с тем, о чем я спрашивал в самом начале: то есть вас никто, видимо, не подталкивал. Вы, будучи совершенно таким вот современным, социализированным человеком, для себя этот путь выбрали.
К. Лаврентьева
– Вы не стали катехизатором, миссионером, о которых вы сейчас говорили, и просто хорошим прихожанином. Вы стали священнослужителем.
К. Мацан
– Что это за выбор?
Иерей Владимир
– Я просто с детства этого хотел.
К. Мацан
– Прямо с детства.
Иерей Владимир
– Ну прямо с детства. Мне было лет восемь, когда я попал в Троице-Сергиеву Лавру, меня все это поразило, и я захотел там остаться. Просто мне не благословили...
К. Лаврентьева
– Остаться монахом.
Иерей Владимир
– Да.
К. Мацан
– А сколько лет вам было?
Иерей Владимир
– Восемь.
К. Мацан
– То есть в восемь лет вы захотели остаться в Лавре монахом.
Иерей Владимир
– Да.
К. Лаврентьева
– Потрясающе.
К. Мацан
– А что вас так поразило? Хотя это, конечно, детские воспоминания, но как вы сейчас к ним возвращаетесь?
Иерей Владимир
– Это другой мир. То есть вот было нечто одно, то есть это 95–96-й год – было что-то одно, и потом я попал в Лавру, практически там я был, прожил практически этот год, то есть я приходил туда утром, уходил оттуда вечером. И постоянно общаясь с этими людьми, постоянно бывая на богослужениях, на братских молитвах, еще где-то, в трапезной помогая на послушаниях, мне это очень нравилось. Там действительно такое совершенно...
К. Лаврентьева
– Я прошу прощения, отец Владимир, а как же школа?
Иерей Владимир
– Я не учился. Вот один год я не учился, получилось.
К. Лаврентьева
– То есть вы год ходили в монастырь и не учились в школе.
Иерей Владимир
– Да.
К. Лаврентьева
– Это уже само по себе удивительно.
К. Мацан
– А сколько вам лет было, какой это класс был?
Иерей Владимир
– Это был 3 класс.
К. Мацан
– Ничего себе.
Иерей Владимир
– Мы просто приехали так экстренно с Украины, и получилось, что я там недоучился вот этот вот 3 класс, а здесь еще не поступил, и мы пропустили какое-то время. И потом я уже с новым набором пошел уже в русскую школу, изучать русский язык, это было тоже интересно. А все это время я был в Лавре, и это действительно, это другой мир, мне захотелось там остаться. Тогда два духовника самых почитаемых было – это отец Наум и отец Кирилл. К отцу Науму я пришел...
К. Лаврентьева
– Отец Кирилл (Павлов) и отец Наум (Байбородин), по-моему.
Иерей Владимир
– Наверное, я не помню его фамилию уже.
К. Лаврентьева
– Почили они оба недавно.
Иерей Владимир
– Да. Вот отец Наум, он прямо сразу говорит: хорошо, да, давай – как-то благословлял всех в монашество, и говорит: давай, сейчас все устроим, будет тебе...
К. Мацан
– Это отец Наум так сказал?
Иерей Владимир
– Да. Рясофор или еще что-нибудь, попослушаешься, а потом станешь совершеннолетним – и уже тогда в мантию. Я засомневался, вышел из его кельи, где проходная была, он там принимал. Буквально я вышел и встретил кого-то из монахов, он говорит: там отец Кирилл принимает. И я к отцу Кириллу тут же зашел, тоже описал ситуацию, свои переживания. Он говорит: монахом стать всегда успеешь, говорит, не торопись. Иди, учись, иди, женись, все у тебя будет хорошо, давай, действуй. А монастырь от тебя никуда не убежит. Если Господу надо, то ты к этому придешь. Пока не надо вот сгоряча ничего делать. И поэтому я продолжил и учиться, и жить нормальной, естественной человеческой жизнью. Но примерно с этого возраста я точно знал, что я хочу в семинарию, я хочу стать священником.
К. Мацан
– Но учились вы в Московской?
Иерей Владимир
– Нет, в Коломенской.
К. Мацан
– В Коломенской семинарии.
Иерей Владимир
– Да. Православную гимназию заканчивал в Сергиевом Посаде, на Скобянке, а потом поступил в семинарию, после 11 класса.
К. Мацан
– Ожидания и реальность от священства совпали?
Иерей Владимир
– И да и нет.
К. Мацан
– А в чем не совпали? В чем совпали?
К. Лаврентьева
– Нам-то, конечно, сразу интересно, в чем не совпали.
Иерей Владимир
– Ну я поступал, не представляя себе масштабов Церкви, не представляя себе, что там внутри этой Церкви. Вот у нас же такая «игра престолов» – все вот, кто-то с кем-то как-то зачем-то почему-то, кто-то дружит против кого-то, какие-то благочиния есть – я вообще не знал, что столько благочиний. Я спокойно жил себе в Сергиевом Посаде, поступил, думал, что тоже буду служить в Сергиевом Посаде.
К. Мацан
– Для вас границы Церкви совпадали с границей Лавры.
Иерей Владимир
– Да, и это было прекрасно. А потом, конечно же, уже попав в семинарию, вот эти границы расширились, узнал, что там вокруг. Потом уже, когда стал священником, тоже были свои какие-то особенности. Вот эта вот реальность (я не знаю, можно ли это обсуждать, нельзя ли обсуждать) – у нас же есть Церковь как система, да, и есть Церковь как богочеловеческий организм, и оно не всегда совпадает, функционирование людей в определенных масштабах. Это, конечно, был больно и обидно. Но включаешься, понимаешь, что так надо, нужно слушаться.
К. Мацан
– Ну вот у Сергея Фуделя есть потрясающий образ – о темном двойнике Церкви...
Иерей Владимир
– Да.
К. Мацан
– О том всем человеческом, страстном, что в ней есть, о той ширме, с которой человек сталкивается, думая, что это и есть Церковь, а это ее двойник, темный двойник. И до подлинно святой Церкви еще нужно пробраться, пробиться. Ну или, как минимум, не то что пробраться, пробиться – она, в принципе, открыта всем в своих таинствах, в своих святых. Но, скажем так, нужно не испугаться в какой-то момент темного двойника, чтобы он не отпугнул от настоящей Церкви, а без него не бывает, как бы без тени не бывает. А вот как вы пробивались, как вы не испугались, что для вас в Церкви самое главное?
Иерей Владимир
– Христос. Я смотрел на Христа. Я надеялся на Него, молился. И потихонечку, потихонечку что-то отодвигалось. У владыки Антония Сурожского была же мысль, что священник в наставлениях говорил, что вы не должны загораживать собой Бога – по-моему, так, могу ошибаться. И я старался просто в каждой такой ситуации разглядеть за всем этим Бога и понять, что я все-таки пришел служить в Его Церкви. И Церковь – это нечто болезненное: тут страдают, лечатся, проходят какие-то испытания. И дальше, если я не остановлюсь, то Господь поможет.
К. Мацан
– Священник Владимир Мартон, клирик Троицкого храма деревни Болтино Московской области, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Ну вот вы упомянули владыку Антония Сурожского или, как правильно вы ставите ударение, Суро́жского – потому что город Суро́ж, по имени которого епархия названа и титул дан был митрополиту. Хотя как-то в народном сознании уже закрепилось неправильное ударение, и я знаю, что люди, вот духовные чада Владыки, они так смиренно это принимают и даже не поправляют иногда. Но дело не в этом. Вот у него и вправду есть такая мысль, он отталкивается от этих слов евангельских, ну вообще библейских – подготовьте пути Господу, – и говорит, что священник это тот, кто должен с человеком до какой-то важной двери дойти, двери ко Христу, а потом в стороночку отступить и оставить человека один на один со Христом. Это красиво сказано и понятно, о чем. Но вот я не священник, не знаю, как это на практике должно выглядеть для священника. Вот где эта грань, которую не переступать, как вы ее чувствуете?
Иерей Владимир
– Мне кажется, это зависит от тех искушений человеческих, и конкретно каждого священника. Потому что мы общаемся с людьми, мы работаем с людьми, мы помогаем им как-то выйти из их кризисных ситуаций, что-то подсказать, подсунуть книжечку. И тут у каждого свои искушения. Конечно, кто-то хочет, чтобы батюшка наставлял до конца жизни в каждом вопросе. Кто-то хочет создать какой-нибудь благотворительный фонд или еще что-нибудь, и начинает туда деньги вкладывать, и отдает полностью ключи от этого фонда батюшке – и тоже у него искушения. Вот какое-то личное общение – тоже искушение для священника. И все это те самые ситуации, когда ты стоишь рядом с этой дверью, и ты на самом деле должен помочь только чуть-чуть человеку и дальше сказать: все, иди, вот да, дальше тебе в эту дверь. Как у тебя там жизнь сложится – действуй. И если что, я рядом. Я священник, я буду дальше служить в этом храме или в другом храме, ты можешь меня найти, прийти, посоветоваться. Сейчас еще есть соцсети. Не завязывать на себя людей – мне кажется, вот это самое главное, что должно быть. Хотя люди очень к этому стремятся. Люди сами стремятся к тому, чтобы поставить тебя между собой и Христом и сделать транзистором.
К. Мацан
– Это то, с чего мы начали, как раз такой «священникоцентризм» немножко.
Иерей Владимир
– Да, конечно. Нас же разделяет иконостасная перегородка. Мы же считаем, что священник стоит у престола, я не стою, я где-то там, я могу поговорить, отвлечься, еще что-то. А если я отвлекусь – это безусловный грех, да, тоже об этом думаю. На самом деле мы все у престола. На самом деле вот этот иконостас защищает нас просто, ну чисто исторически, настраивает, но он не разделяет храм. Мы все внутри этой Церкви, мы все молимся о том, чтобы эти Дары превратились в Тело и Кровь Спасителя.
К. Мацан
– Исторически вообще алтарная преграда низкая была, то есть все видно было, что происходит.
Иерей Владимир
– Да ее вообще не было.
К. Мацан
– И сейчас я знаю, я вот хожу в храм, в котором как раз такая низкая алтарная преграда – то есть ты видишь все, что в алтаре происходит, потому что она примерно по пояс, эта вот алтарная перегородка. И поэтому, когда попадаю в храм уже такой, более традиционный, именно с алтарной стеной от пола до потолка, думаешь: почему, что-то не то, закрыли как-то от меня, я не могу смотреть туда. Ну знаете, в этой связи один наш гость тоже сказал такую вещь, ну как раз в разговоре о священстве, что прихожане думают, что службу совершает священник, молится он, а мы просто присутствуем. А священник говорит: а я очень хорошо чувствую, когда они не молятся. Когда ты не чувствуешь этой поддержки за спиной, когда молится не весь храм, ну грубо говоря, когда я молюсь один, и как будто бы тебя никто оттуда не поддерживает молитвой, это не проговаривается, но это очень чувствуется. Потому что в идеале, конечно, все вместе Церковь составляют, и все вместе должны молиться, ради этого все и приходят на службу. Вот вы что-то такое, да, чувствуете?
Иерей Владимир
– Ну мне, наверное, повезло – я очень долго молился в храме, где было два-три человека, и они пели или пономарили. Сейчас в Болтино...
К. Мацан
– Настоящая экклесия, собрание такое церковное.
Иерей Владимир
– Да. И поэтому я молюсь, я совершаю то, что нужно. Да, я молюсь. Как люди будут молиться – это от них зависит. Я не буду их тащить куда-то, я буду просто продолжать делать свое дело, мне кажется, этого достаточно. Если я буду молиться, может быть, у них тоже возникнет желание, может быть, они позавидуют и захотят узнать, как это так, что это получается, я тоже так хочу – и тогда из этого что-то получится. Потому что если я буду ждать от них поддержки, как-то вразумлять их, говорить какие-то даже проповеди на эту тему, мне кажется, ничего не получится.
К. Мацан
– Ну тот наш гость тоже говорил не про то, что он ждет или как-то вразумляет, или как бы ожидает поддержки, без которой не станет сам совершать службу. А здесь скорее о том, что это такое назидание было скорее нам, мирянам, которым кажется, что мы на службе присутствуем, но наше присутствие, оно как-то необязательно, вторично по отношению к священнику. На самом деле священник, оказывается, очень чувствует, молятся с ним вместе миряне или нет. Вот это для меня стало очень интересным моментом.
Иерей Владимир
– Если он обращает на это внимание опять-таки, да. Потому что я могу молиться, молиться – вот «Святая святым», мы причащаемся, я дроблю частички и в это время я слышу там шум, гам, смех, еще что-то...
К. Лаврентьева
– Дети.
Иерей Владимир
– Дети, да. И я понимаю, что им тяжело ждать – вот в этот момент я, может быть, и пойму, что сейчас они не молятся, да, они ждут. Если не читают жития святых, ничего не поют, никак их, так сказать, ум не занимают – соответственно, они отвлекаются. Но в процессе литургии, она же очень динамична, там сложно отвлечься. Если вечернее богослужение – то да, там, я уверен, и священники отвлекаются. А если литургию брать, то такого ощущения, мне кажется, не возникнет. Ты очень занят, тебе постоянно что-то нужно делать. Особенно вот мы служим без диакона, тебе же постоянно нужно что-то делать – говорить ектению, переносить Дары, кадить и так далее. Но это ощущается.
К. Мацан
– Знаете, о чем подумал сейчас. Вот, наверное, когда я говорил о том, насколько молятся прихожане во время службы, насколько это чувствует священник, я скорее для себя водораздел провожу несколько иначе. Не то что кто-то там говорит, шепчется, не знаю, за детьми следит или участвует в службе, а скорее внутри этого вроде бы участия в службе есть момент включения и невключения, той вот внимательности и невнимательности, о которой вы говорите. У того же владыки Антония, помните, есть знаменитая такая история, когда к нему подошли прихожане и сказали: попросите этих детей там или родителей этих детей замолчать, они мешают нам молиться. На что Владыка ответил: когда вы будете молиться, они перестанут вам мешать. Когда вы начнете молиться, они сразу престанут вам мешать, вы это увидите. Вот есть какая-то подлинная включенность в службу, а есть просто следование за словами – креститься в нужное время там, поклониться в нужное время. И вот, мне кажется, это разные вещи, нет? По крайней мере как-то эта разница ощущается внутренне, может быть и священником она ощущается?
Иерей Владимир
– Я думаю, что разница, конечно, есть. И я полностью согласен с мыслью, что как только человек начинает молиться, его перестает отвлекать...
К. Мацан
– Что бы то ни было.
Иерей Владимир
– Что бы то ни было. Проблема, наверное, ну и в самом богослужении – немногие из нас знают и воспринимают церковнославянский язык на слух.
К. Мацан
– Это да.
Иерей Владимир
– Опять-таки певчие могут не совсем четко петь, ну тяжело порою настроиться. Вот есть какие-то повторяемые моменты. Я не помню, как звали архимандрита (Леш – фамилия, переводчика), он говорил, что многие христиане стоят на службе и воспринимают богослужение как музыку, как концерт, как что-то вот такое, параллельно идущее, и у них есть какая-то эмоция, но они не вникают в смысл. Достаточно сложно молиться, когда ты не вникаешь в смысл того, что сейчас происходит, какие сейчас слова, что следует одно за другим. Вот ведь даже взять вход с Евангелием или кадилом, да, – все обращают внимание на слова: «Премудрость, прости», а не на то, что следует дальше. Это ведь тоже проблема восприятия и молитвы в том числе.
К. Мацан
– А есть ли для вас какая-то трудность, проблема, то что вы священник молодой, в общении с прихожанами, в общении со старшими священниками? Ведь вы же даже по официальным, скажем так, реестрам, возрастным категориям государства, попадаете в категорию молодежь – до 35 лет. Вот я тоже к этой категории, кстати, принадлежу. Так что мы с вами вообще еще ого-го. О Кире я вообще молчу, вообще юная.
Иерей Владимир
– Есть такое. Ну да, конечно, молодой не понимаешь, – слышу. И согласен.
К. Мацан
– От кого, от прихожан или от старших священников?
Иерей Владимир
– И от священников и иногда от прихожан, конечно. Мой первый настоятель, отец Артемий Гранкин, мне говорил, что вот, пройдет десять лет и ты поймешь то, о чем я говорю. Сейчас я согласен: прошло десять лет – и я понимаю, о чем он говорил.
К. Мацан
– А пример?
Иерей Владимир
– Ну это было там личное, извините.
К. Мацан
– Отец Владимир, ну все равно, вот у меня когнитивный диссонанс, и я его очень люблю: когда вот если бы я вас встретила на улице, я бы, наверное, подумала: ну это какой-то молодой человек там из сферы IT – айтишник, например, или программист, или какой-то там, я не знаю, человек, который занимается компьютерами.
К. Мацан
– Ты программистов не видела.
Иерей Владимир
– Очки нужны.
К. Лаврентьева
– Да, и я очень люблю на самом деле, когда так. Когда нет такого конкретного образа, что написано: я православный священник. Хотя нет, конечно, безусловно, что...
Иерей Владимир
– Уважайте меня за мой сан. Говорите мне «вы».
К. Лаврентьева
– Да, вот именно вот это. Не когда это органично, а когда это немножко подчеркнуто. Я очень люблю, когда человек такой, какой он есть. Костя сказал об этом в начале программы. Ну отец Владимир, но неужели у вас не было желания никогда заняться какой-то светской профессией? Вот вы в восемь лет попали в Лавру. захотелось стать монахом. Монахом не получилось – хорошо, закончили школу, пошли в Коломенскую духовную семинарию, потом сразу все, священнослужитель – все. Ну то есть это со стороны всё. Понятно, что это начало, только начало вашего пути. И неужели не возникало мысли попробовать профессию какую-то освоить сначала, а потом уже в семинарию?
Иерей Владимир
– Нет, в таком варианте мне не хотелось. Вот на втором курсе семинарии я хотел уйти, я хотел пойти на псифак, стать психологом, ну или что-то около медицины. Меня остановил мой папа, сказал: поучись, пожалуйста, я тебя прошу. И я долго с ним спорил...
К. Лаврентьева
– То есть уйти вы хотели из семинарии. А почему?
Иерей Владимир
– Да. Ну я же говорю, вот было разочарование: вот ну что это такое...
К. Мацан
– Оказывается, в Церкви люди. Тоже люди.
Иерей Владимир
– Да, да.
К. Лаврентьева
– Когда вы поняли, что Церковь, она больше и сложнее, чем Троице-Сергиева Лавра.
Иерей Владимир
– Конечно, да, что здесь все так несовершенно. И я хотел уйти. Папа удержал, сказал: пожалуйста, доучись ради меня. Я согласился. И потом пошло самое интересное. То есть вот на первом курсе попадают ребята, ну вообще ничего не зная, в основном. Если они дожили до второго курса, то они уже в теме всех событий. Они знают, как жить в семинарии, как там выживать, что делать. То есть на втором курсе это совершенно включившиеся люди. А с третьего курса семинарии началось самое интересное. То есть там были потрясающие лекторы, очень интересные беседы, дополнительные какие-то занятия, а богословский кружок у нас был. То есть дальше стало интересно учиться, интересно общаться с людьми, и мне захотелось учиться дальше. А потом я женился. Моя супруга меня спасла, она вдохновила меня на то, что можно дальше, вот именно такими, какие мы есть, оставаться и дальше жить, и служить внутри Церкви.
К. Мацан
– А супруга из церковной семьи?
Иерей Владимир
– Ну можно сказать, что да. Да, она закончила Свято-Дмитровское училище сестер милосердия, ходила в храм с детства. У нее духовник отец Владимир Агриков, то есть да, мама поет на клиросе.
К. Мацан
– Священник Владимир Мартон, клирик Троицкого храма деревни Болтино Московской области, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан. Мы вернемся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.
К. Лаврентьева
– Еще раз здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В студии «Светлого вечера» священник Владимир Мартон, клирик Троицкого храма деревни Болтино Мытищинского благочиния. У микрофона мой коллега Константин Мацан и я, Кира Лаврентьева. Отец Владимир, вы сказали, что жена в какой-то момент вас к священству все-таки сподвигла, когда у вас были сомнения после окончания семинарии. А что это было такое, что это был за переход?
Иерей Владимир
– Я еще учился в семинарии. Ну мы познакомились, я был еще на первом курсе, потом какое-то время мы не общались, а потом снова открыли друг друга для себя. Вступили, так сказать, в брак законный. И, соответственно, потом уже поступило предложение, говорят: нужен батюшка. «Хочешь ли ты стать священником?» – спросил меня тогда еще иеромонах, сейчас уже епископ Константин Островский. Я, говорю, конечно, хочу. И, конечно, я с Аленкой разговаривал на эту тему. Она говорит: давай, служи, конечно, это здорово. И все, что тебя, может быть, смущает, может быть это сейчас так, потом, возможно, будет по-другому, но ты можешь. Вот этот вот посыл ее определенный, ее уверенность во мне, что ты сможешь...
К. Лаврентьева
– Но кроме каких-то системных вопросов, что вам не понравилось в церковной жизни, у вас ведь не было каких-то глубинных сомнений, нужно ли вам становиться священником, я насколько понимаю, вас не посещали. Или нет все же?
Иерей Владимир
– Ну я вот говорю, я же хотел оставить семинарию. Ну вот тогда, в тот момент. Ну сейчас смотришь, думаешь: ну искушение, ну явное искушение. А когда ты находишься в искушении, ты не понимаешь его.
К. Лаврентьева
– Понятно.
Иерей Владимир
– И тогда, конечно, хочется может быть, остаться вот так, около Церкви, да. И ну понимаешь, что ты можешь ходить, пономарить, можешь проповедовать, можешь готовить людей к крещению, хотя тогда такого не было. Ну вот именно функционировать внутри как-то пропадает желание. Но потом, когда ты становишься священником и начинаешь функционировать внутри, ты понимаешь, что многое из того, что ты думал, оно действительно реальность...
К. Лаврентьева
– А многое и ошибочно.
Иерей Владимир
– Но ты с этим можешь примириться, ты это можешь понять, потому что это тоже люди. Ты можешь быть снисходителен, да, где-то потерпеть, где-то помолчать. Ведь ты не представляешь всей картинки того, что происходит. И раз это система, система же это тоже не всегда плохо, да.
К. Лаврентьева
– Конечно.
Иерей Владимир
– Это устроение, скажем так, организма, организации. Просто у каждого своя задача, у каждого своя функция. И человек со своего места может чего-то не видеть, не вникать в твои проблемы, не вникать в твои сомнения или там...
К. Лаврентьева
– Сложности.
Иерей Владимир
– Не видеть, может быть, твоего потенциала в данный момент. Но потом может все измениться. К тому же, когда допускаешь к вот этой картинке понимание организма Церкви и того, что Господь всем управляет, ты замечаешь какой-то Промысл Божий: кто с кем поговорил, кто с кем познакомился, кто кому что сказал, и почему определенный человек потом попадает совершенно в другое место, где раскрывается совершенно с другой стороны. То есть вот этот вот Промысл Божий ты видишь потом, а не тогда, когда ты в ситуации, не тогда, когда у тебя есть это искушение.
К. Лаврентьева
– Ну то есть на момент сомнений вам вообще было 18 лет – то есть это такой горячий возраст, когда ты рубишь сплеча, делишь все на черное и белое. И все довольно сложно объективно оценить.
Иерей Владимир
– Да, мы были молодыми.
К. Лаврентьева
– Отец Владимир, но я спрашивала это к тому, чтобы немножко понять, были ли у вас...
К. Мацан
– Сомнения в вере.
К. Лаврентьева
– Сомнения в вере, да. В себе самом, может быть, как в христианине.
Иерей Владимир
– Нет, в вере у меня сомнений не было. Мне очень нравится, я полностью принимаю христианство, мне нравится догматика наша, она очень интересна. Она, скажем так, представляет, как это сказать, адекватную картинку мира. С пониманием богословского всего вот этого содержания Церкви, ты видишь, насколько в мире есть смысл и дальше можешь жить. Потому что взять, примерить что-то другое – я лично не отзываюсь, я не вижу вот в тех очках, да, надеть вот очки мусульманина – я не вижу смысла, мне не нравится. Одеть очки кого-то другого, представителя религий – тоже не нравится. А вот христианина примерить – и все встает на свои места, ты понимаешь, что все действительно мудро и правильно устроено. И я хочу быть здесь. И я хочу здесь выполнять свое дело.
К. Мацан
– Отец Владимир, а вас никогда не пугало, что наш Господь закончил Свою земную жизнь на кресте? Это единственная религия, где распяли Бога. Понятно, что потом воскрес...
Иерей Владимир
– Вы неправы, Он вознесся.
К. Лаврентьева
– Да, конечно, конечно. Но сначала Он прошел крест.
Иерей Владимир
– Да.
К. Лаврентьева
– Ведь когда ты глубинно осознаешь православие, когда ты глубинно пытаешься понять христианство и принять его, ты понимаешь неизбежность креста.
Иерей Владимир
– Но опять-таки нужно понимать, что Он для этого воплотился. Это была Его задача, Он пришел спасти человека от греха, проклятия и смерти. И Его задача могла быть выполнена только так – чтобы Безгрешный умер. Как Безгрешный умрет? Безгрешного можно убить, да. И вот этот вот путь исполнения всех пророчеств, которые Он Сам дал человечеству, они указывали на Него, что Он Спаситель. И дальше – да, это все завершается на кресте. Следование за Христом, следование своему кресту можно понять как выполнение своего назначения в этой жизни. Видеть, для чего ты в этом мире, что ты можешь здесь делать, как ты можешь любить ближнего, самого себя, Бога и так далее. Не для всех Голгофа, для кого-то это пятеро детей – то есть ну не все так трагично, тебе в руки гвозди не вбивают. Но в то же время нервы тоже тратятся. И меня не смущает.
К. Лаврентьева
– То есть у каждого человека все равно есть какая-то Via Dolorosa – дорога скорби.
Иерей Владимир
– Конечно.
К. Лаврентьева
– И это иногда очень сложно принять. Потому что мы же говорим: радуйтесь, мы же говорим: христианство – это радостная религия. Я хочу от вас этого добиться, знаете, почему? Потому что я очень давно за вами наблюдаю и хожу в храм, где вы служите, – честно сразу раскрою все, как есть.
К. Мацан
– За вами наблюдают.
К. Лаврентьева
– Да, действительно наблюдаю. И, как человек, который очень давно в Церкви, с детства. И вы действительно очень радостный. Вы действительно искренне живете Христом, как мне кажется, вам дается это легко сейчас, на данном этапе вашей жизни. И я вот хочу понять секрет этой легкости. Простите, если я сейчас как бы немножко не туда вмешиваюсь.
Иерей Владимир
– Ну он такой секрет этот, очень еврейский: если ты проснулся – то это уже очень хорошо. Если тебе есть что одеть – это уже хорошо, что покушать – это прекрасно. Ты можешь целый один раз в день покушать, а можешь два, можешь три – это вообще здорово. У тебя есть семья, у тебя есть твое любимое дело, ты приносишь пользу в этот мир. И это, кстати, очень важный момент, мне кажется, в жизни священника – видеть, что ты кому-то помог, что через тебя Господь где-то действовал. И это вызывает, конечно, радость. Мир несовершенен, не будет все очень хорошо, рая на земле не будет, да. Но в то же время это и есть – твое переживание этой ситуации может стать для тебя раем.
К. Лаврентьева
– Это очень важно. А вы это сами в себе воспитывали или это склад вашего характера, такая жизнерадостность?
Иерей Владимир
– Я не знаю, оно как-то само пришло. Я не знаю, как это получилось. Просто понимаешь, что мир неидеален, и где-то действительно хуже. А у тебя, твоя проблема в том, что ты слишком многого хочешь. Вот эта последняя наша заповедь: «не желай». Ни жены ближнего, ни осла, ни вола, ничего, все что есть у ближнего твоего. Жутко для исполнения, ты не знаешь, как это исполнить. Потому что глаза видят и хочется, да, как говорит Соломон. Это проблема. И это может сделать тебя несчастным. Вот есть у тебя яхта – а у кого-то еще больше яхта. Это же ужасная ситуация. Хочется самую большую яхту. И ты живешь и гонишься за этой большой яхтой. И вот она у тебя появилась, а потом что-то другое – и все, и ты снова несчастен. Вот радоваться мелочам – это здорово.
К. Мацан
– Ну вот тут момент такой возникает, что человек же не может вообще ничего не хотеть. Есть же какие-то вещи, которые мы хотим. Не знаю, мы хотим там здоровья, образования для своих детей. Мы хотим...
К. Лаврентьева
– Съездить куда-то в отпуск, например. Ну какие-то такие житейские...
К. Мацан
– Съездить в отпуск. Мы хотим, чтобы не пропали даром те таланты, которые Господь дал, хотим реализации. Где здесь грань между тем, чтобы не хотеть яхты своего друга или своего ближнего, но все-таки оставаться в здоровом уме, в здравом смысле и не бояться каждого своего желания, как вы думаете?
Иерей Владимир
– Надо пользоваться разумом. Тут уже начинается такая психология: как этого достичь.
К. Мацан
– Диалектика.
Иерей Владимир
– Хочешь ты образования – что ты можешь для этого сделать? И насколько это может повредить твоим ближним. Насколько ты готов с этим примириться, пойти иногда по головам, не заметить там плачущего родственника, еще кого-то, но все-таки сделать то, что ты хочешь. И это будет одновременно и ошибка, и правильно. И как ты с этим дальше будешь жить.
К. Мацан
– Священник Владимир Мартон, клирик Троицкого храма деревни Болтино Московской области, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». А один гость у нас в программе такую вещь озвучил, очень интересную. Он рассказывал, как его кто-то спросил, священника, на какой-то встрече: вот вы священник, вы что-то говорите, вы выступаете там от имени Церкви. Неужели вы думаете, что вы умнее вот нас там, простых людей, простых мирян? На что священник сказал: нет, я вовсе не умнее, я, наверное, глупее, скорее всего, точно глупее. Но я священник по одной простой причине – потому что Богу так проще меня спасти. Вот кому-то, кого-то Богу проще спасти, не знаю, юристом, экономистом, многодетным родителем, журналистом – я так надеюсь. А вот мне, сказал человек, я священник, потому что Богу так проще меня спасти, чем быв в каком-то другом статусе. Вы для себя как-то понимаете, о чем это речь, вы к себе можете применить такую формулу.
Иерей Владимир
– Наверное, нет.
К. Мацан
– Почему?
Иерей Владимир
– Потому что я не хочу решать за Бога. Это не моя область, кого и как спасать, я могу только догадываться. Тут уже ну что-то из разряда оракула: я думаю, что Господь думает... Ну мне кажется, это не то, чем должен заниматься священник.
К. Мацан
– Опять же не о ком-то, а о себе – то есть человек для себя на вопрос отвечает, что его Господь привел в священство как милость, промысл – потому что так этот человек, с его набором качеств, интересов, характеристик, будет ближе к спасению.
Иерей Владимир
– Наверное, этот батюшка именно так переживает этот вопрос и такой ответ он для себя нашел. Я для себя такого ответа не буду искать, потому что я знаю священников, которые были священниками, чудесными священниками, а потом, по какой-то причине, да, они стали там водителями железнодорожного вот этого поезда, локомотива или еще кем-то, таксистами – вот так в жизни сложилось. И я не думаю, что это прямо трагически повлияет на их спасение – это путь, он может измениться. Это твой выбор, ты можешь согласиться, а можешь не соглашаться.
К. Лаврентьева
– Отец Владимир, а разве священство это не как монашество? Рукоположился – и все, это на всю жизнь. То есть мне кажется, это даже трагедия ведь, когда человек по каким-то причинам вынужден прекратить свое священническое служение.
Иерей Владимир
– Трагедия для кого?
К. Лаврентьева
– Для него самого.
Иерей Владимир
– Ну для кого-то да, для кого-то нет. Кто-то ведь обижен и уходит, и для него это не трагедия. Для него это радость и освобождение, как брак, который закончился. А для кого-то это действительно трагедия и переживание, потому что он хотел бы по-другому, но не получается. Просто все, что касается спасения, ну не так, мне кажется, очевидно или не должно решаться в таком масштабе. Это должно для каждого индивидуально решаться. Так же как хороший врач работает индивидуально, да, он должен посмотреть человека – чем он болел, какие у его родственников были болезни, – и дальше уже ставить какой-то диагноз. Так же и в спасении человека. Мы постоянно делаем выбор и наша история болезни постоянно меняется. Поэтому сказать, что я священник, и поэтому так Господь решил, что я лучше спасусь – может быть, в данный момент это так. А потом, пройдет пять, десять, пятнадцать лет или даже месяц – и все изменится. Вообще все изменится. И для священника и для того юриста может все измениться.
К. Мацан
– Юрист может стать священником – ненаказуемо.
Иерей Владимир
– Священник – юристом.
К. Мацан
– А вы для себя как отвечаете на вопрос, что вам дает священство? Если такой вопрос в принципе уместно ставить. Вот вы можете себя вообразить не священником?
Иерей Владимир
– Могу, но не хочу.
К. Мацан
– И что вы чувствуете по этому поводу?
Иерей Владимир
– Ой, я бы, наверное, если бы я не был священником, наверное, я бы был пономарем. Мне очень нравилось пономарить.
К. Мацан
– И работали бы при храме как церковнослужитель?
Иерей Владимир
– Нет, я бы приходил на службу так же, как все миряне, но пономарил. И я бы, наверное, был крестом для того священника, с которым бы я служил, да, потому что я бы что-нибудь подсказывал, спрашивал, советовал, узнавал.
К. Мацан
– То есть вы избавили священника от креста, от дополнительного такого крестика небольшого.
Иерей Владимир
– Так, вопрос напомните, я отвлекся.
К. Мацан
– Вопрос – вы в принципе ответили. Ну я просто пытаюсь себе представить мысли, размышления человека. Вот я себя спрашиваю: вот я в своей профессии работаю, занимаюсь, а что могло быть иначе, почему я в ней остаюсь, почему я считаю, что она как-то стала частью меня и так далее.
Иерей Владимир
– Все, я вспомнил. Вы спросили о том, что дает мне священство. Священство мне дает совершенно особенное переживание литургии, и это моя любимая служба. И священство мне дает возможность общения с людьми. Мне очень нравится, скажем так, вот это вот духовничество – наверное, это сейчас громко сказать, но когда ты общаешься с человеком и можешь что-то ему подсказать, направить. И порой понимаешь, что откуда эти мысли, да? И потом люди приходят и рассказывают, как у них в жизни сложилось, приходят дети, которых ты когда-то крестил, они уже взрослые – это здорово, это потрясающе. Наверное, вот это вот и есть жизнь в Церкви. Вот жизнь внутри вот этого организма в своем определенном функционировании, то что ты полезен – это самое прекрасное и чудесное, что дает мне священство. Мне кажется, что в другой какой-то должности, внутри даже Церкви, я был бы не так полезен. Но это мне кажется. Я же человек гордый, и мне все время что-то о себе мыслится и кажется.
К. Мацан
– В свое время один священник тоже в нашей беседе сказал, что критерий, соблюдение которого, скажем так, дает человеку надежду, что он не ошибается в выборе пути, когда хочет стать священником таков: что надо хотеть, но внутренне считать себя недостойным.
Иерей Владимир
– Конечно. И нельзя думать, что ты умнее других и что все знаешь. И что ты можешь дальше не учиться.
К. Мацан
– Мне просто непонятно, как это переживается. Потому что можно сказать, что если ты хочешь там чего-то, то ты уже априори считаешь себя достойным, готовым, как минимум, понимаешь, что тебе это надо не случайно, а потому что ты как-то к этому предрасположен, в каком-то смысле достоин. А тут получается, желать – что, все на волю Божию оставлять или себя почитать ничем? Что значит считать себя недостойным?
Иерей Владимир
– Воспринимать как подарок.
К. Мацан
– Ах, вот что.
Иерей Владимир
– То есть я хочу, мне очень хочется, я буду для этого что-то делать.
К. Лаврентьева
– Но в целом я недостоин.
Иерей Владимир
– Да, дашь мне этот подарок – он будет. А дальше уже – насколько я справлюсь с этим подарком, насколько я смогу, насколько я буду его использовать.
К. Мацан
– Ну вот образ подарка – да, очень точно, наверное, объясняет, что здесь имеется в виду. Но все вообще подарок от Бога, все вообще нужно воспринимать (или «нужно» не то слово), мы можем все воспринимать как подарок от Бога, та благодарность, о которой вы говорите.
К. Лаврентьева
– Каждую мелочь.
Иерей Владимир
– Ну причастие мы как воспринимаем? Как вершина, которой мы достигли, Эверест, который покорили – прочитали все каноны?
К. Мацан
– Как мне одна знакомая сказала: нет, я недостойна причащаться каждую неделю. Ее спросили: а что, раз в две недели ты уже достойной считаешь себя причащаться?
Иерей Владимир
– Да, получил абонемент. Это подарок. Подарок от Бога всему человечеству. Вот Господь мне дал, сказал: передай. Я передал. Все.
К. Лаврентьева
– Отец Владимир, но вы знаете, мне бы хотелось еще раз вернуться ненадолго к тому моменту, когда вы сказали, что священник может стать юристом, юрист – священником. Понятно, что это штука, и понятно, что это сказано так, с небольшой ироний. Но все же, вы несколько раз сказали, что вот Господь дает мне подарок, а как я уже буду им пользоваться, как я буду с ним жить, как я буду его принимать – это уже как бы мое делание. Но если так воспринимать священство, мне кажется (может быть, я ошибаюсь), это как брак. Если ты женишься, да, ты не можешь думать о том, что это не на всю жизнь. Потому что непременно тогда при первых трудностях – или вторых, или пятых, или десятых – ты все равно задумаешься о разводе. Так же точно, мне кажется (и может быть я неправа), когда ты становишься священником или монахом, это же очень близко все равно, это служение Богу, в любом случае, церковное служение Богу, ты не можешь думать о том что, а если у меня не получится – ну значит, не получится, буду водителем. Потому что непременно, наверное, да, при каких-то серьезных искушениях ты можешь действительно уйти в мир, и это ведь действительно очень серьезный момент. Как нужно настраиваться, когда ты рукополагаешься?
Иерей Владимир
– Несколько моментов, о которых мне хотелось бы сказать. Во-первых, монашество. Мне кажется, что монашество ближе, скажем так, к крещению – то есть ты становишься частью чего-то внутри чего-то. То есть монашество я бы не сравнивал со священством. Сравнение священства с браком – удачное, как мне кажется. Но к браку тоже мы подходим с головой, так ведь, у нас не только симпатия, но еще и определенный договор может быть в начале брака. Если этого нет, то будут такие кризисы, сквозь которые будет больно проходить, и все равно этот договор у нас получится. То есть нужно понимать, что тебя ждет внутри и дальше уже какое-то согласие. Понятно, что хочется, чтобы это было не на какое-то время, а навсегда. Потому что у брака, который навсегда, есть продуктивность – люди меняются, совершенно меняются. Вот они были молодые, здесь они зрелые, здесь они пожилые, а здесь, не знаю там, у мужа рак IV степени и жена за ним ухаживает, да, или еще что-нибудь – то есть скорби, страдания там, дети, ипотека, еще что-то – они проходят через множество историй, но соглашаются быть вместе. Когда священник соглашается не расставаться со своим священством, а проживает определенную жизнь, он проходит совершенно разные стадии переживания Церкви, переживания Бога, совершенно новые какие-то, общение с людьми. Опять-таки возвращаясь к результату, хорошему или плохому, своей деятельности, он думает о себе, он развивается, он учится. По-хорошему, священник, да и любой христианин, должен продолжать учиться, не останавливаться, и тогда у этого будет хороший результат. Но может случиться и совсем по-другому. Кто-то может уйти из семинарии, кто-то может передумать даже туда поступать. А кто-то может решить оставить священство. Вот с моей точки зрения, да, я буду переживать за этого человека. Но так случилось. Человек-то не пропадет, христианин не исчезнет.
К. Мацан
– Ну это то, о чем у нас в гостях отец Андрей Рахновский сказал очень пронзительно, что ипостась моя, как христианина, первична по отношению к ипостаси священника. С его точки зрения. То есть я в первую очередь перед Богом человек и христианин, то есть ученик Христа, а посвящаю ли себя служению священника – если я хочу, я посвящаю, я священник, но это то, с чем ты должен быть готов, в случае чего, что называется, и расстаться. Но чтобы почва не ушла из-под ног, и это не должно стать поводом перестать быть христианином.
Иерей Владимир
– Да.
К. Мацан
– И это очень важно.
Иерей Владимир
– И очень важно, мне кажется, видеть себя именно христианином в первую очередь.
К. Мацан
– Меня в свое время очень так тронуло то, что у нас, опять же в программе «Светлый вечер», отец Павел Великанов сказал. Когда я его спросил: а кто для вас Бог? Он сказал: Бог для меня Отец. В первую очередь. А что это значит, спросил я. Ну я, может быть, сейчас не точно пересказываю, прошу прощения, но так, как я это услышал, по крайней мере, так я эту мысль воспринял. Что это значит? То, что существует представление, что вот у Бога для нас есть некий план, то есть такая вот мишень, в которой есть в центре яблочко, и у тебя есть право на один выстрел. Если ты этот выстрел промазал – то все, все пропало. А отец Павел говорит: а Бог это Тот, Кто как Отец примет тебя в любом случае снова. И после промазанного выстрела. И даст тебе новую мишень. И каждый раз будет тебя, как нерадивого ребенка, принимать и желать тебе спасения. И вести тебя опять из новой твоей пропасти, в которую ты свалился, дальше к спасению, каждый раз заново, заново тебя оттуда вытаскивая. Мишеней много. Это ни в коем случае я не имею в виду, что, значит, можно так легко там – браки распадаются, священники уходят, – подумаешь, много мишеней. Нет, конечно, вовсе не это я хочу сказать. Вы сами сказали, что мы все стремимся и хотим, чтобы все было навсегда. Но в жизни даже из плохих ситуаций Господь умеет делать позитивный выход. Хотя лучше не искушать, конечно, Господа Бога своего.
Иерей Владимир
– Потому что Он Отец, да, но который любит нас материнской, безусловной любовью.
К. Лаврентьева
– Это, кстати, очень сложно принять. То есть это скорее очень сложно понять, взять на веру. Все-таки кажется, что Бог это больше Судья. Ну мне кажется. Я вообще пытаюсь привить себе эту мысль отцовства...
Иерей Владимир
– Нам это навязали.
К. Лаврентьева
– Да, это именно постсоветское вот это вот...
Иерей Владимир
– «Не греши – убьет».
К. Лаврентьева
– Постсоветское православие вот такое.
К. Мацан
– Мне вот недавно вот пришлось для себя самого размышлять, что Отец, безусловно, а еще и Друг. Но друг такой, без панибратства, Друг с большой буквы – тот Другой, Который всегда разрушит твое одиночество. В самый-самый пиковый момент ты все равно никогда не один. Всегда есть Друг, Который... Ну Который просто рядом.
К. Лаврентьева
– Я не называю вас рабами, Я называю вас друзьями.
К. Мацан
– Спасибо огромное. Священник Владимир Мартон, клирик Троицкого храма деревни Болтино Московской области, сегодня был с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии также была моя коллега Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан. До свидания.
К. Лаврентьева
– Всего вам доброго.
Иерей Владимир
– До свидания.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 91 зач., VI, 3-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня канун Пасхи Христовой — Великая Суббота. Церковь, готовясь к пасхальному торжеству, свидетельствует, что Спаситель мира уже воскрес, но Его Воскресение ещё не явлено людям. Что принесло человечеству Христово Воскресение? Как оно отразилось на каждом человеке? И как мы должны жить после Воскресения Христова? Ответы на эти вопросы мы можем найти в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 6-й главы Послания святого апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Апостол Павел начал свои размышления с констатации того факта, о котором не помнят или не знают очень многие христиане: крестившись во Христа Иисуса, мы крестились в Его Смерть. Далее апостол пояснил свою мысль: христианское крещение — это не просто ритуальное омовение грехов, это нечто значительно большее — крещальная купель становится для нас прообразом гроба, а само крещение — смертью. В крещении мы умираем для жизни ветхого человека, и выходя из купели воскресаем к жизни новой — к той самой жизни, в которой есть свобода от греха и смерти. Апостол Павел выразил эту мысль такими словами: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:6–7).
Но, как мы прекрасно понимаем, возвышенные слова апостола Павла входят в некоторый конфликт с реальным положением дел: да, Христос воскрес, да, мы крестились в Его Смерть, да, мы обрели свободу, но разве мы можем сказать, что мы не рабы греха? Более того, ведь и сам апостол Павел уже в следующей главе своего Послания к Римлянам написал те слова, которые может без всякого сомнения повторить кто угодно: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19–20).
Как так? С одной стороны — свобода от греха, дарованная нам крещением, с другой — рабство живущему в нас греху? Нет ли здесь неразрешимого противоречия? Ответ на этот вопрос кроется в понимании свободы. Свобода — это возможность выбора. Если порабощённое грехом ветхозаветное человечество не могло выбирать, то мы можем, мы сами решаем, по какому пути нам идти — по пути греха или же по пути евангельских заповедей. Если бы Христос лишил нас свободы выбора, сделав нас рабами праведности, то тогда в Его Жертве не было бы никакого смысла — от одного не нами выбранного рабства мы перешли бы к другому такому же. Христос же не забрал, а принёс нам свободу, и мы можем распорядиться ей, как нам заблагорассудится, идеальный же путь — это путь добровольного порабощения себя праведности, и здесь важно подчеркнуть — именно добровольного, а не вынужденного! Поработить же себя праведности раз и навсегда, увы, невозможно, наша плоть, которая досталась нам от Адама и Евы, неизбежно будет пытаться поработить нас себе, и у неё это будет получаться, если, конечно, на помощь не придёт нам Спаситель мира Христос, ведь «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме Божественной благодати, из сборника проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом».
Разговор шел о том, что такое Божественная благодать, как она на нас действует, что помогает, а что, наоборот, препятствует её стяжанию, в чем заключается ответственность человека перед Богом, а также что такое состояние прелести, чем оно опасно и как отличить его от благодатного состояния.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов