
«...Любовь моя к природе уже в те далёкие дни, которые я посильно пытаюсь воскресить и оживить этими записями, была поистине удивительна!
И как обострено было моё зрение, как изощрено обоняние, как истончён слух! Я уже тогда безошибочно отличал голубой алмаз Веги от льдистой синевы Полярной звезды, запах разогретой солнцем крапивы — от запаха малинника, голос милого зяблика — от колокольчика синицы. Меня никогда не печалила смена времён года: в каждом из них я находил свою красоту — даже в дождях поздней осени или в непроглядных февральских метелях, которые постоянно обращали мою мысль к домашнему теплу, то есть к человеку, так надёжно и крепко защищённому от метелей и дождей...»
Это был фрагмент из неоконченной повести писателя и редактора Николая Павловича Смирнова — «Солнце неспящих». Читал Дмитрий Шеваров.

Николай Смирнов, я думаю, навсегда останется в истории нашей литературы, как человек, когда-то воспевший — вослед великому художнику Левитану — свою «малую родину» — приволжский городок Плёс. Слава Богу и землякам Смирнова по Ивановскому краю, недавно переиздавшим его главную в жизни книгу.
Ивановцы объединили под одной обложкой и тот самый «Золотой Плёс» и заветную повесть Смирнова об Исааке Левитане.
А то, что мы читаем сегодня — это уже из публикуемого смирновского архива.
...Из архива литератора, которого нет на свете более сорока лет. Он беззаветно любил свою землю и родную словесность, служил им верой, правдой, любовью, — и был на долгие годы совсем забыт — как писатель со своей неповторимой душой и художественной палитрой. Именно сегодня, когда из нашей повседневной, городской жизни беспощадно вымывается способность несуетной оглядки на подаренный нам Божий мир, на одухотворённую Создателем природу — проза Смирнова может оказаться целебным эликсиром, очищающим сердце.
А ещё она помогает — через чужие (казалось бы) счастливые и драматические родовые судьбы — вернуть нам историческое зрение, пробудить чувство прошлого.
Давайте снова откроем неоконченную повесть Николая Смирнова «Солнце неспящих», выпущенную недавно его земляками по приволжскому Золотому Плёсу. Читает Дмитрий Шеваров.
«...Моя любовь к природе никогда и нисколько не исключала повышенного интереса ко всем встречающимся, зачастую совсем случайным людям: кто они, чем живут, что любят? — не говоря уже о моих окружающих, близких: здесь чисто родственные чувства соединялись с постоянной жаждой — знать их переживания, настроения, мысли, быт — как в настоящем, так и, в особенности, в прошлом. Я часто, например, наводил отца и мать на разговоры о своих предках, крепостных такого-то села, принадлежащего такому-то „барину“, — о предках, следы которых затерялись в глуши деревенского погоста, — я с живостью рисовал себе молодость отца и матери, такую, в сущности, скромную и бедную, с жадностью ловил в разговорах дядей то, что относилось к их отрочеству, детству, — воспоминания о первых охотах, о школьных днях: у дяди Гавриила хранился от тех дней какой-то огромный коричневый карандаш-пенал и изящная коробочка с красками...»
Добавлю, что в другой нашей программе — в «Рифмах жизни» — звучат и живописные стихи Николая Павловича Смирнова о родной земле. ...Как и в его документально-художественной прозе, в них слышно то, что классики называли — живым голосом бессмертной души.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема