Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

Нынешнее евангельское чтение повествует о двух действиях Христа Спасителя, которые выбиваются из того образа, который создают Евангелия. Здесь Христос предстаёт не как Тот, Кто исцеляет, восстанавливает, соединяет, воскрешает и благословляет, здесь образ Спасителя иной — Он не делает ничего из перечисленного, но, напротив, проклинает и наказывает. Естественно, что не заметить диссонанс невозможно, пройти мимо него тоже не получится. Наверное, нет и не было толкователя, который бы не пытался сделать попытку примирить привычный образ Христа с тем, каким Он предстаёт в этом евангельском отрывке. Все эти толкования можно свести к одной мысли: по видимости, Христос действует жёстко и в каком-то смысле жестоко, по видимости, Он разрушает и проклинает. Но за этими действиями стоит определённая цель, которая отнюдь не отрицательная, она состоит в том, чтобы предостеречь и показать реакцию Бога на определённые человеческие заблуждения. Торговля в Иерусалимском храме — это совсем не то же самое, что торговля в наших храмах, это не реализация свечек, книг и не приём пожертвований за записки с именами. Торговля в Иерусалимском храме — это скотный рынок. Это шум, грязь, дурной запах. Да, люди должны были где-то приобретать жертвенных животных, но совершенно необязательно было устраивать рынок в храмовом дворе, для этого замечательно подошли бы другие пространства, в частности те, которые окружали храм и не входили с состав храмового комплекса. Но если бы рынок был вне храма, то первосвященники лишились бы части своих доходов. Они попрали святость храма ради собственной выгоды. Это абсолютно недопустимо не только в смысле наживы на том, на чём нельзя наживаться, это ещё и помеха молитве тех людей, которые приходили в храм исключительно ради молитвы. А если нет молитвы, то нет и богообщения. Своим действием Христос не уничтожает, а восстанавливает, в частности Он восстанавливает отношения человека и Бога. Но почему стало возможным устроить в храме скотный рынок? Что случилось с первосвященниками? Ведь они не были какими-то циничными негодяями, они просто в чём-то ошиблись. В чём же? На этот вопрос даёт ответ проклятие неплодной смоковницы. На ней были листья. По своему виду она должна была принести плод. Но плода не было. Она казалась плодоносной, но не являлась таковой. Казалась, но не была. Это та опасность, которая подстерегает любого человека: велик соблазн казаться кем-то и производить соответствующее впечатление. Можно очень увлечься тем впечатлением, которое мы производим на окружающих, увлечься настолько, что внешнее уничтожит внутреннее, настолько, что сути не останется вовсе. Именно это и произошло с первосвященниками: они лишь казались благочестивыми, они лишь по своему виду были верующими, но свою суть они утратили. А смоковница — всего лишь наглядный пример того, к чему в конечном итоге приведёт поглощение сути внешней формой.