Еф., 224 зач., IV, 7-13.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Говорят, у индусов-аскетов — называемых садху — есть обычай перед трапезой перемешать всю еду в одном котле — и только после этого её начинать есть. Таким образом они борются с удовольствием от вкушения пищи. Не знаю, правда ли это или наговаривают, но и в нашей жизни иногда встречается такое явление: взять — и для упрощения всё свалить в одну кучу.
Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься над тем, почему Бог наделяет всех людей очень различными дарованиями. С нашей, человеческой точки зрения, будь мы на месте Бога — свою «духовную армию» мы делали бы из «универсальных суперменов» — для которых не было бы ничего невозможного ни в какой сфере — ну коль уж есть такая возможность. Представляете, какая мощная сила — целая армия эдаких универсальных, «прокаченных» до предела всеми способностями, духовных клонов! Но вот Бог, как это ни удивительно, идёт другим путём: Его дарования каждому человеку — уникальны и неповторимы. И поэтому Церковь для Него — живое Тело, в котором каждая клеточка — очень дорога и важна. Потому что Тело — это не бездушный и эффективный механизм, где замену изношенного болта никто и не заметит — лишь бы шаг резьбы был подходящий.
Следствие такого отношения Бога к нам — живым клеточкам тела Его Церкви — очень серьезное. Вот если бы мы были бездушными винтиками — тогда и спрос с нас был бы совсем другой. Но когда мы — самостоятельные, уникальные, бесконечно ценные в своей непохожести друг на друга клетки — значит, и ответственность за состояние всего Тела — хочешь или не хочешь — а надо распределять между всеми. Уже нельзя сказать: да это у нас такие плохие начальники — а мы-то сами хорошие!
Как же важно помнить о том, что наша непохожесть друг на друга призвана служить восполнению каждого, а не вражде и противопоставлению!
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.