
…Мы вспомним поэта, стихи которого сегодня, увы, почти неизвестны. Их не переиздают, редко включают в антологии. Впрочем, имя его может встретиться тем, кто любит древнюю восточную поэзию (он её много и прекрасно переводил) или кто интересуется биографией Анны Ахматовой (в свои последние годы она с ним крепко дружила по пригородному посёлку Комарово). Они оба ушли из этой жизни в одном и том же, 1966-м году. Ахматова — в марте, он — в августе. Поэт успел написать стихи в память её. Они и на комаровском кладбище — рядом.
Звали поэта — Александр Гитович.
Он родился и вырос на Смоленщине, учился в Ленинграде, а в годы войны служил военным корреспондентом с оружием в руках.
Поэту Глебу Пагиреву.
Нас так учили, что бока помяты,
И все же мы — не глина и не воск:
На фронте проверяются солдаты,
А не в тылу среди — конвойных войск.
И все, что было где-то и когда-то, —
Пиши об этом или не пиши…
Двойная жизнь поэта и солдата
Не терпит раздвоения души.
Александр Гитович, из цикла «Солдаты», 1964-й год.
Перед Великой Отечественной войной Александра Гитовича сняли с учета из-за болезни сердца, но с началом сражений он сразу же вступил в ленинградское народное ополчение. Александр Ильич четырнадцать раз летал с летчиками на бомбёжку неприятельских позиций. Четырнадцать вылетов — это, можно сказать, сонет: в нём тоже четырнадцать строк, шутил он после войны.
«Издательская судьба никогда не баловала его, — вспоминал о Гитовиче поэт Вадим Шефнер. — К тому же год от года становился он всё строже к себе, к своей музе, и стихи для печати отбирал жёстко».
Я не болтал на шумных перекрестках
О том, что мир нелеп или хорош,
Не продавал, как нищий, на подмостках
Чужую правду и чужую ложь.
Но то, чем жили мы, что помнить будем —
Хоть в малой мере сохранится тут,
И если это пригодится людям —
Они отыщут — и о нас прочтут.
Александр Гитович, из цикла «Долгая история. Вместо писем».
…И — сразу же — давайте прочитаем крохотное стихотворение 1958-го года, совершенный, как вы услышите душевный (и духовный) этюд, — хотя сам поэт, возможно, и удивился бы такому определению.
Гляжу: на поляне,
где пыль снеговая, —
Береза прямая,
береза кривая.
И обе прекрасны.
Но, Боже ты мой,
Дай жизнь мне окончить
березой прямой.
Александр Гитович, «У окна», 1958-й год.
В конце 1960-х ленинградцы выпустили его посмертную книжку «Дорога света», включив туда и классические переводы Гитовича из китайской и корейской поэзии. Стихотворение о творчестве — по которому этот сборник в мягкой обложке был назван, типография набрала красным, пасхальным шрифтом.
Свет — образец для искреннего слова:
Каких бы крепостей ни возвести —
Свет обойдет препятствия, чтоб снова
Стремиться по кратчайшему пути.
Мы выбрали опасную дорогу,
Где не помогут добрые друзья, —
Она полна преград. Но слава Богу,
Что мысль — как свет — остановить нельзя.
Александр Гитович, «Дорога света», 1966-й год.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







