— Христос Иисус! Ты здесь. Что мне делать? Я измучился. Камо грядеши? Камо грядеши?..
В прозвучавшем сейчас отрывке многие наверняка расслышали слова, которыми назван известный роман польского писателя Генрика Сенкевича. В 1951-м году появилась первая экранизация знаменитого произведения — фильм «Камо грядеши» американского режиссёра Мервина Лероя. Фрагмент из него мы только что услышали. Это сцена, в которой апостол Пётр молит Господа указать ему путь. «Камо грядеши» в переводе с церковнославянского языка означает «Куда идёшь?» Пётр просит Христа направить его и укрепить.
Картину, повествующую о жизни первых христиан в Риме во времена правления императора Нерона, снимала американская киностудия, сами съёмки проходили в Италии. Создатели фильма использовали дорогостоящую и сложную по тем временам технологию цветного изображения. В фильме использовались масштабные декорации, были задействованы самые звёздные актёры своего времени, такие, как Роберт Тэйлор, Дебора Керр, Питер Устинов.
Конечно, в современную эру голливудских блокбастеров спецэффектами уже никого не удивишь, и всё же «Камо грядеши» режиссёра Мервина Лероя по-прежнему с интересом смотрят зрители во всём мире. Есть в фильме нечто гораздо большее, чем зрелищность. Картина наполнена духовным смыслом. В начале картины мы видим сцену, в которой главная героиня, девушка по имени Лигия, христианка — встречает римского патриция — знатного человека, военачальника Марка Виниция. Его пленяет красота девушки, и он с дерзостью, демонстрирует свои чувства и намеревается любым способом добиться Лигии — вплоть до того, чтобы выкрасть её из собственного дома. Лигия понимает, что тоже полюбила Марка. Тем не менее, она даёт отпор его грубоватому поведению. А ночью, у себя в комнате, молится о Виниции.
— Прошу тебя, Господи, прости мой гнев и мою неприязнь. Наверно, это был соблазн. Желание, чтобы этот гордый человек узрел Твой свет. Это, наверно, был мой эгоизм. И ещё молю, чтобы этот человек познал радость Твоей любви. Молю от всего сердца.
Фильм «Камо грядеши» часто называют не только исторической, но и любовной драмой. Действительно, в центре сюжета — история Марка Виниция и Лигии. И всё же эта кинокартина — о другой любви. О той, про которую апостол Павел писал так: любовь не ищет своего, милосердствует, долготерпит.
Любовь в христианском смысле этого слова мы видим в сцене, когда Лигия в своём доме ухаживает за раненным Марком Виницием. А ведь накануне этих событий Марк всё-таки насильно забрал девушку из её родного дома. Слуга Лигии помог ей бежать из плена, при этом тяжело ранил Марка. Очнувшись, Виниций не мог поверить, что девушка сама вернулась к нему и добром отплатила ему за зло. В разговоре с Лигией Марк удивляется, почему она не приказала своему слуге убить его. Это кажется ему более логичным, чем поступок Лигии.
— Он должен был убить меня. Вместо этого вы приносите меня сюда и нянчитесь со мной. Ты победила меня. Возвращайся домой. Я больше не буду преследовать тебя повсюду.
Кротость оказывается сильнее сопротивления. Об этом — евангельские слова Христа: «сила Моя в немощи совершается». И фильм «Камо грядеши» Мервина Лероя стал яркой иллюстрацией к ним.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».