Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17

В 1953 году Ватикан пополнил список запрещенных книг, включив туда роман Грэма Грина «Сила и слава». К глубокому разочарованию самого автора — между прочим, практикующего католика. Впоследствии Католическая церковь осознала свою ошибку, признав произведение Грина гениальным, верно отражающим христианское понимание отношений между земным и небесным. Православному читателю (особенно в России) «Сила и слава» сразу пришлась по душе. Ведь в строках Грина улавливалась таинственная связь между событиями, происходившими в послереволюционной Мексике, и советской действительностью. Роман английского писателя посвящен теме, которая поставлена перед нами сегодняшним евангельским чтением. Ко Христу приходят представители двух влиятельных групп — фарисеи и иродиане. Фарисеи, знатоки ветхозаветной религии, готовили бунт против Римской империи, жаждали для своей страны свободы. Иродиане, то есть сторонники Ирода Великого, наоборот, радовались вхождению Иудеи в состав Римского государства. Они стремились максимально сблизить античную и еврейскую культуры. Видимо, и фарисеи, и иродиане рассчитывали получить от Христа поддержку. Одни считали, что Спаситель станет частью партии борцов за свободу, другие, что Он, наоборот, призовёт к сотрудничеству с земной властью. Иисус дает неожиданный ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Правда оказывается ни на стороне фарисеев, ни на стороне иродиан. Но какова она? Как на практике реализовать принцип, озвученный Христом? Для ответа давайте обратимся к роману Грэма Грина «Сила и слава». Главный герой произведения — пьющий падре — последний католический священник в постреволюционной Мексике. Всех остальных расстреляли. Недуг алкоголизма полностью поработил его, но падре продолжает изо дня в день крестить, исповедовать, причащать, отпевать людей. Он терпеливо несет ношу своего служения, понимая, что вскоре погибнет. Падре не желает изменить мир, а только помочь тому, кто рядом. Противоположностью падре является молодой офицер, революционер, стремящийся всё на Земле поменять. Из большой любви к человечеству в целом. Разница между двумя персонажами очевидна. Падре служит малой, но искренней любви, тихо преображающей мир вокруг. Он отдает Богу Божие, освящая в меру сил область кесареву. Офицер верит в любовь глобальную, но при этом уничтожает всё вокруг себя. Он не просто отдает кесарю кесарево, но жертвует верой, сердцем, Богом для угождения политическим идеалам. На чьей стороне оказалась в итоге правда? Думаю, ответ очевиден. Христос не случайно выстраивает Свой ответ искушающим в таком порядке — Богу Божие, кесарю кесарево. Наша верность Евангелию неминуемо окажет самое благотворное влияние на ситуацию вокруг. Божие нашими руками прикоснется к области кесаревой, излечит ее от болезней, избавит от пороков. Сделает наш мир светлее, лучше.