
Гал., 200 зач., I, 11-19.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В любую эпоху для обозначения чего-то нового используются, как правило, уже устоявшиеся слова и выражения. За примерами далеко ходить не надо: обновленная система московского транспорта получила свое название из всем хорошо известных слов. Но вместе с этим, комбинация этих слов дала новый смысл, такой, который раньше попросту не существовал. Христианство тоже пришло не на пустое место. Ему предшествовали многие века развития человечества со своими достижениями и ошибками, со своей культурой, со своими представлениями о мире и о Боге, со своим языком и со своими устоявшимися понятиями. Слово, которое сегодня мы привыкли воспринимать в одном единственном смысле, — «Евангелие» — не было абсолютно новым в том мире, в котором начала развиваться проповедь о Христе Воскресшем. Да если бы апостолы и решили изобретать новые слова, их бы не поняли. Поэтому они пользовались уже существующими терминами. Греческое слово «евангелие», как мы помним, в переводе на русский означает «благую весть». Схожим словосочетанием во времена Римской империи обозначали возвещение подданным о какой-нибудь очередной военной победе или же о значимом дне в жизни императора. Что-то хорошее, доброе, то, что сегодня мы бы отнесли к разряду безусловных общечеловеческих ценностей, в случае победы этих самых ценностей называли благой вестью.
Когда апостол Павел пишет к галатам о том, что то Евангелие, которое он благовествовал не есть человеческое, это означает, что он говорил о чем-то совершенно ином, о том, что выходит за рамки привычного, за рамки любых известных достижений человечества. О том, что люди в принципе не могут сделать. Не могут они это и придумать. Апостол пишет, что он «принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Это не возвещение благой воли кого-либо из людей, это возвещение благой воли Самого Бога. А о том, что возвещенное Павлу Богом не есть иллюзия или же какая-то личная фантазия апостола, говорит факт абсолютного совпадения Павлова благовестия с благовестием других апостолов, особенно же тех из них, кто был свидетелем земной жизни, Распятия и Воскресения Христовых. Это очень любопытный и важный факт. С одной стороны, у нас есть рассказ о Христе теми, кто бы свидетелем жизни Воплотившегося Бога, с другой, о том же самом говорит и тот, кто никогда не встречался со Христом до Его Вознесения. Дальнейшая история христианства дает нам и другие примеры такого рода. Не только апостол Павел просветился светом познания Христовой Истины без участия какого-либо человека, подобное происходило и с некоторыми другими святыми. А это, в-первую очередь, означает, что Господь Иисус Христос всегда с нами, что Он здесь, среди нас. Он с нами и посреди нас.
22 февраля. О литературном жанре жизнеописаний христиан

Сегодня 22 февраля. В этот день в 1705 году Святитель Димитрий Ростовский закончил работу над «Житиями святых».
О литературном жанре жизнеописаний христиан, канонизированных Православной Церковью, — доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон Томачинский.
Жития святых издавна было любимым чтением православных христиан. Это читалось и в домашнем быту людьми, и в монастырях. Житие Димитрия Ростовского всегда русский народ очень почитал, и даже самому святитель. Димитрию, как известно, неоднократно являлись мученики, например, говорили о том, что «А ты обо мне не все еще написал, вот у меня еще такие и такие были раны, я еще так пострадал». То есть это было чудесное откровение во многом для него. Но понятно, что они носят билетаризированную форму и для кого-то могут показаться порой какими-то немножко сказочными. В этом смысле можно взять и «Жития новомучеников», которые уже в современных изданиях публикуются со всеми выверенными деталями, документальными подтверждениями. И поскольку это люди, близкие к нам по времени, то их пример, конечно, очень вдохновляет и помогает нам в нашей современной жизни, помогает хотя бы понять, что не в такой тяжелой обстановке мы живем, как другие. И не таким уж испытанием подвергается пока наша вера. Поэтому важно видеть перед собой пример настоящих героев, настоящих рыцарей духа, чтобы хоть немного воспринять их дух, хотя бы в какой-то степени суметь подражать их любви ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 февраля. О духовной пользе поста

Сегодня 22 февраля. Заговенье на Великий пост.
О духовной пользе поста — епископ Покровский и Новоузенский Феодор.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, пост усмиряет нашу грешную и прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья без свободного парения к небу, дает место действиям благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста. Тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее. Мы ощущаем стремление к делам добрым, является сокрушение грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться грехах. И когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство необузданно и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе. Все силы ее действуют по неверному направлению. Главная цель действования, цель жизни, выпускается из виду. Является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. А кто постится по-христиански, разумно, свободно, тут подостаивается воздаяние за свой подвиг от Отца Небесного. Отец Твой, сказал Спаситель, об истинном постнике, видящий тайное, воздаст Тебе явно. А воздаяние-то, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, к самой существенной нашей пользе.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 февраля. О добродетели прощения
Сегодня 22 февраля. Прощёное воскресенье.
О добродетели прощения — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Почему же так важно для человека уметь прощать? Почему великий подвиг Великого Поста начинается именно с этого, с действия, которое требует от нас осмыслить, насколько глубоко мы сумели освоить эту первейшую христианскую добродетель. О том, что она первейшая, говорит сам Господь. Когда мы обращаемся к Богу в молитве «Отче наш» и просим Его оставить долги наши, мы всегда говорим точно так же, «Господи, как мы оставляем должником нашим». Поэтому для христианина прощение — это и альфа, и омега. Все начинается с прощения, и степенью, насколько мы готовы всех простить, измеряется духовный успех человека. Так как же к этому приступить? Наверное, самые простые духовные рецепты заключаются и в молитве Амвросия Оптинского, который сказал, что если у тебя в сердце есть на кого-то что-то, нужно обязательно молиться следующим образом: «Спаси Господи и помилуй раба твоего (такого-то), и святыми его молитвами помилуй меня грешного». Сделайте шаг к прощению, а дальше Господь даст вам возможность иметь успех в этой добродетели.
Все выпуски программы Актуальная тема











