
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В истории христианства не раз появлялись люди, которые, прочитав Библию, хотели ее изменить. Изменить ее состав, изъяв отдельные книги, отрывки, скорректировав тексты. Кого-то смущала книга Иова, ведь в ней мы, на первый взгляд, встречаем совсем не благоговейное отношение к Богу. «Стоит изъять эту дерзкую книгу из Писания», — говорили они. Лютеру в свое время так не понравилось послание апостола Иакова, ведь автор говорил о спасении делами, что он первоначально убрал его из канона Нового Завета. Совсем недавно Лев Толстой правил Евангелие и удалял из него все, что ему казалось неправдоподобным и противоречащим его точке зрения.
Сегодняшнее чтение начинается с очень точных и емких слов апостола. Он говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Таково по-настоящему церковное отношение Писанию. Бог говорит через людей и в Писании звучит Его слово.
Кто-то услышит и скажет: что за глупость? Мало ли кто что написал?! Да и как Он через них говорит?
Такова вера Церкви. При этом в отличие от мусульман, которые считают, что весь Коран — это слово Алаха, Его прямая речь, христиане верят, что при написании священного текста люди выступают не в качестве медиумов, не практикуют слепое письмо, но сознательно и разумно действуют, соработничают с Богом. Бог вдохновляет их и они пишут тексты, но это вдохновение не лишает их личностных особенностей: поэтому Лука пишет как врач, Павел, как получивший хорошее фарисейское образование, а Моисей как тот, кто был научен всей мудрости Египетской. Какова была методика написания, мы не знаем, но знаем, что Писание безошибочно в вопросах веры и нравственности; знаем, что Ветхий Завет мы читаем через призму Нового… И самое главное, знаем, что если нам что-то не нравится — это повод подумать о себе, а не взяться за карандаш и вычеркивать что-то из текста.
Однажды женщина принесла священнику Библию и с разочарованием и сказала: «Я думала, хоть там все будет хорошо, все будут нравственными, но и там один кошмар и ужас». Ее это расстроило, но на самом деле должно было порадовать. Прочитать книгу про то, как Бог действует в стерильном мире безгрешных людей, а потом посмотреть вокруг себя и на самого себя и этой стерильности не обнаружить, что может быть печальнее!? Но Бог не таков. Да, мир не стерилен, он полон нечистоты, скорби и соперничества, но Бог действует именно в нем. И именно поэтому мы имеем надежду. Я отпадаю от Бога, но потом каюсь? Открою Давида, с которым произошло нечто подобное. Я отчаиваюсь? Прочитаю историю пророка Илии… На меня незаслуженно ополчились? Открою, наконец, Евангелие… А сколько дивных слов благодарности и славословия можно найти в этих текстах!
Открывая Писание и находя в них нечто, что нас смущает или даже возмущает, не будем сразу закрывать его… Задумаемся над тем, что люди очень разные открывали эту книгу в разные эпохи и находясь в разных состояниях… Вполне возможно, что другому человеку нужны именно эти строки… Именно они отзовутся в его сердце, в то время как что-то другое отзовется в нашем… Что бы по слову апостола мы стали совершенными Божиими людьми, ко всякому доброму делу приготовленными.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











