
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Церкви и около нее всегда находились и находятся люди, которые стремятся не к Богу, а к каким-то сверхъестественным состояниям или же мистическим озарениям. Им интересно не общение с Богом как таковое, не Сам Бог, не Его слова, а собственные эмоции и разного рода экстатические состояния, которые выдаются за плод молитвы. Церковь же неустанно свидетельствует, что ничего подобного искать не стоит, не надо гоняться за внешними эффектами, о них даже думать не стоит. Более того, такие поиски крайне опасны как для души человека, так и для его ума. Но если общение с Богом не проявляет себя в каких-либо необычных состояниях, то как его можно распознать? Что может быть достоверным свидетельством того, что человек находится на правильным пути, если он не ощущает ничего сверхъестественного? В чем вообще может быть отличие христианина от других людей? Апостол Павел в сегодняшнем отрывке дает ответ на эти вопрос: истинное богообщение должно приводить к плодам Святого Духа, а это, по апостолу, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Не что-то одно из этого перечня, а все сразу. Если же всего и сразу нет, то значит и нет плодов Святого Духа вообще. К примеру, радость может быть иллюзорной, надуманной, она может быть простой эмоцией, которая вызвана, скажем, неожиданной денежной премией, а вовсе не плодом Духа. Такая радость мгновенно оборачивается крайней печалью, если ее носитель подвергается каким-либо внешним нападкам. А все потому, что нет ни веры, ни кротости, ни долготерпения. Абсолютно любой дар из данного апостолом перечня может быть подвергнут фальсификации, а потому его надо проверять, конечно, в самом себе, а не в ком-то другом.
Все перечисленные апостолом дары Духа относятся к духовно-нравственной области, а их перечисление соблюдает определенный порядок: они расположены в порядке убывания, от высшего с низшему. В основе же всего лежит воздержание. Оно рождает кротость, кротость приводит к вере, вера — к милосердию и так далее. О том, что начинать стяжание даров Святого Духа надо с воздержания, говорит и следующая за перечнем даров апостольская мысль, в которой упоминаются те, кто распял «плоть со страстями и похотями». То есть те, кто научился жить по разумной своей воле, сопряженной с волей Бога, а не под диктовку тела с его бесконечными и зачастую лишенными какого-либо смысла требованиями. Достигается же это только через обретение навыка воздержания. Наличие воздержание проверить очень легко: оно либо есть, либо его нет. Либо способен человек придерживаться установленного для него режима поста и молитвы, либо нет. Если, к примеру, о вере и о ее присутствии даже в самом себе сказать крайне непросто, то воздержание не вызывает таких проблем. Дай нам всем, Господи, начать с малого, с воздержания, и прийти к великому, вечному и нетленному — к любви Христовой и радости о Христе Воскресшем!
«Путь к вере, жизнь в Церкви». Екатерина и Денис Архиповы
У нас в гостях были супруги, духовные чада протоиерея Димитрия Смирнова Екатерина и Денис Архиповы.
Накануне дня памяти отца Димитрия мы говорили с нашими гостями о том, как он повлиял на их веру и церковную жизнь. Также наши гости рассказали свою удивительную историю знакомства, как именно отец Димитрий благословил их стать мужем и женой.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство» смерти»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как смерть близкого или знакомого человека приводила к Богу или укрепляла в вере.
Все выпуски программы Светлые истории
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение