
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В христианской общине города Эфес, где Тимофей был епископом, появились люди, проповедующие учение под названием гностицизм. Суть гностицизма — резкое противопоставление духа и материи. Дух — абсолютное добро, материя — абсолютное зло. Исходя из этого гностики утверждали, что человеческая плоть и все, что с ней связано — скверна, темница души. Все это вело к вполне конкретны практическим выводам: человек должен насколько это возможно для него воздерживаться от еды, ведь еда материальна и способствует росту и жизни тела; кроме этого, человек должен воздерживаться от брака. Ведь жизнь в браке связана с половыми отношениями, которые также считались мерзостью. Иными словами, гностики были строгими аскетами. С этими идеями и полемизирует апостол Павел. Их он и называет бабьими баснями. И для того у него есть серьезные основания.
Само Священное Писание говорит о том, что Бог зла не творил. Все, что было создано на земле добротно в своих основаниях. Это касается именно материального начала. Более того, в первых главах книги Бытия Господь прямо говорит человеку: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», «все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Игнорируя эти важные свидетельства Священного Писания гностики, по сути, богохульствовали. Поэтому одно из древних христианских правил гласит: «Если какой епископ, священник или диакон или кто еще из священников воздерживается от брака, мяса и вина не по причине упражнения, а презирая это как само по себе, забывая о том, что всякое творение Божие хорошо, и что Бог сотворил мужчину и женщину… пусть либо исправится, либо будет лишен сана и исключен из Церкви. Так же поступить и с мирянином» (Апостольские каноны 51). Источником зла является не материя, а свободный выбор разумного творения. Именно злая воля, сначала бесовская, затем и человеческая, исказила этот мир.
Чрезмерному аскетизму, основанному на презрении к материи, апостол Павел противопоставляет упражнение в благочестии. Если аскетизм направлен на себя, то благочестие всегда направлено на окружающих. Как мы помним, Христос не был строгим аскетом. Квинтэссенция Его учения — заповедь о жертвенной любви к Богу и ближним.
Нам также необходимо помнить об этом. Пусть мы с вами и не разделяем идеи гностиков, порой нам хочется казаться более строгими, чем сам Бог. Нам кажется, что, если закрутить гайки покрепче, это будет очень полезно для нашего духовного здоровья. Но результат всегда печален. От наших аскетических экспериментов страдают наши близкие, а мы сами не делаемся лучше. Но становимся в большей степени раздражительными и озлобленными. Поэтому необходимо уметь, не забывая о внешнем подвиге, направлять часть своей энергии на разнообразные проявления деятельной любви. Ведь в конце концов Господу будет важно не то, на сколько килограмм мы похудели во время поста, а то, научились ли мы снисходить к немощам своего ближнего и покрывать его милостью.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











