
1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Большая часть отрывка, который мы только что услышали, содержит в себе наставления, касающиеся женщин. Для того, чтобы правильно понять написанное, необходимо восстановить культурно-исторический контекст, в котором были сказаны эти слова.
В иудаизме положение женщины было незавидным. Каждое утро правоверный иудей благодарил Бога за то, что Господь не создал его язычником, рабом или женщиной. Социальные функции женщины были минимальны. Все, что от нее требовалось так это следить за детьми, ухаживать за мужем, заниматься домашними делами и следить за хозяйством, пока супруг не вернется. Ни учиться религиозному закону, ни, тем более, учить женщина не имела права. В синагоге она не принимала участие в службе, но находилась в специально отведенном для нее месте, отдельно от мужчин. Не лучше положение женщины было в религиозной жизни греко-римского мира. Языческие жрицы также не были публичными фигурами и вели зачастую очень уединенный образ жизни, не играя никакой значимой роли в обществе.
Все это входило в резкий контраст с той ситуацией, которая начала складываться в христианских общинах. Именно с приходом христианства роль женщины кардинально переосмысляется. На нее начинают смотреть как на человека. Самый яркий пример — почитание Пресвятой Богородицы в христианской традиции. Женщины сыграли в деле церковной миссии огромную роль. Начиная с жен мироносиц, которые наряду с апостолами-мужчинами пошли проповедовать Евангелие по всему миру, можно перечислить огромное количество женских имен, которые стали своеобразными символами успешной проповеди: равноапостольные царица Елена, Нина Просветительница Грузии, равноапостольная княгиня Ольга и т.д. Сам апостол Павел в своих посланиях постоянно упоминает женщин, которые были одними из ключевых фигур в деле развитии основных им общин. Такой статус женщины имеет твердые богословские основания, которые апостол Павел сформулировал в краткой, но емкой по смыслу фразе: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Свобода кружит голову. Очевидно, появились те, которые правдами и неправдами, пуская в ход все свое женское обаяние, пытались добиться в общинах большего влияния и власти, чем им полагалось. Поэтому апостолу Павлу и приходится осаживать их. Его слова о женской покорности и о спасении через рождение детей — всего лишь напоминание тем, кого переполняют честолюбивые амбиции: «несмотря на свободу, вместо плетения интриг лучше было бы занялись тем, что у вас получается лучше всего просто в силу природы». Речь идет о материнстве и заботе о домашней атмосфере. От этого все останутся в выигрыше. И община, и сама женщина, которая может безраздельно властвовать в своем доме.
Научи же и нас, Господи, видеть свое место в этой жизни, чтобы не навредить окружающим, но принести пользу им и таким образом спасти свою душу для вечности с Тобой.
Псалом 39. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши*; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!" 18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
8 сентября. Об отличительных признаках апостолов

В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».
Об отличительных признаках апостолов — епископ Черняховский и Славский Николай.
Апостол — это тот, кто послан на проповедь. Апостол должен быть таким, чтобы люди ему поверили. И признак апостольства, о котором говорит апостол Павел, — соответствие проповеди и жизни апостола. Если он проповедует любовь, но не имеет любви, или если он проповедует силу Божию, но слаб в молитве, если он проповедует терпение и смирение, а сам горд и нетерпелив, то он лжец. Ему не поверят.
Неудивительно, что и сейчас отношение к священнику, как к проповеднику, зависит от его дел, от его жизни. Но не только священники и епископы несут апостольское служение в нашей Церкви.
Наша Церковь — апостольская, так говорится в Символе веры. Это означает, что она основана апостолами, но это же означает, что каждый христианин призван к апостольству.
Некоторые не умеют хорошо сказать, но каждый может проповедовать своей жизнью. Любовь к ближнему, твердая вера, смирение, терпение — это признаки современного апостольства, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 8 сентября. Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году.
О почитании Владимирской иконы Божьей Матери — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь нашего Отечества. С ней неразрывно связана судьба Русской Православной Церкви и нашего народа.
К ней обращались благочестивые предки в самые тяжёлые дни испытаний, и когда на Москву надвигался хан Тамерлан и хан Золотой Орды Ахмат, а также хан Мехмед Гирей. Не забыли верующие люди этот образ и в годы Великой Отечественной войны, когда к Москве подступали фашистские захватчики. К Царице Небесной наш народ обращался всегда на всём протяжении христианской истории на Руси.
Владимирский образ Божией Матери, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, обращает наш взор к самому началу новозаветной истории, делая молящихся духовно сопричастными Богородице, Которой Господь верил в лице Иоанна Богослова всех христиан.
Наш народ на деле убедился в силе заступничества Девы Марии, поэтому святой Её Владимирский образ как символ присутствия и покровительства Божьей Матери Русской земле будет вдохновлять наш народ жить по вере, в благочестии и силе Духа.
Все выпуски программы Актуальная тема