1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Большая часть отрывка, который мы только что услышали, содержит в себе наставления, касающиеся женщин. Для того, чтобы правильно понять написанное, необходимо восстановить культурно-исторический контекст, в котором были сказаны эти слова.
В иудаизме положение женщины было незавидным. Каждое утро правоверный иудей благодарил Бога за то, что Господь не создал его язычником, рабом или женщиной. Социальные функции женщины были минимальны. Все, что от нее требовалось так это следить за детьми, ухаживать за мужем, заниматься домашними делами и следить за хозяйством, пока супруг не вернется. Ни учиться религиозному закону, ни, тем более, учить женщина не имела права. В синагоге она не принимала участие в службе, но находилась в специально отведенном для нее месте, отдельно от мужчин. Не лучше положение женщины было в религиозной жизни греко-римского мира. Языческие жрицы также не были публичными фигурами и вели зачастую очень уединенный образ жизни, не играя никакой значимой роли в обществе.
Все это входило в резкий контраст с той ситуацией, которая начала складываться в христианских общинах. Именно с приходом христианства роль женщины кардинально переосмысляется. На нее начинают смотреть как на человека. Самый яркий пример — почитание Пресвятой Богородицы в христианской традиции. Женщины сыграли в деле церковной миссии огромную роль. Начиная с жен мироносиц, которые наряду с апостолами-мужчинами пошли проповедовать Евангелие по всему миру, можно перечислить огромное количество женских имен, которые стали своеобразными символами успешной проповеди: равноапостольные царица Елена, Нина Просветительница Грузии, равноапостольная княгиня Ольга и т.д. Сам апостол Павел в своих посланиях постоянно упоминает женщин, которые были одними из ключевых фигур в деле развитии основных им общин. Такой статус женщины имеет твердые богословские основания, которые апостол Павел сформулировал в краткой, но емкой по смыслу фразе: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Свобода кружит голову. Очевидно, появились те, которые правдами и неправдами, пуская в ход все свое женское обаяние, пытались добиться в общинах большего влияния и власти, чем им полагалось. Поэтому апостолу Павлу и приходится осаживать их. Его слова о женской покорности и о спасении через рождение детей — всего лишь напоминание тем, кого переполняют честолюбивые амбиции: «несмотря на свободу, вместо плетения интриг лучше было бы занялись тем, что у вас получается лучше всего просто в силу природы». Речь идет о материнстве и заботе о домашней атмосфере. От этого все останутся в выигрыше. И община, и сама женщина, которая может безраздельно властвовать в своем доме.
Научи же и нас, Господи, видеть свое место в этой жизни, чтобы не навредить окружающим, но принести пользу им и таким образом спасти свою душу для вечности с Тобой.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.