Греция… Апельсиновые сады, синее море, великое множество античных памятников… Знакомые названия и имена: Храм Афины Паллады, Микены, Геракл, Коринф, Спарта… Как будто из книги «Мифы Древней Греции». Но среди всей этой античности есть места, которые стоят особняком. Например – Метеоры.
Метеоры – уникальное сочетание природного и рукотворного феноменов. Над Фессалийской равниной на вершинах грандиозных скал на высоте около 500-600 метров уже более тысячелетия не прекращается монашеская жизнь, освящая и оживляя эти места. Метеоры – в переводе в греческого означает «парящие в воздухе», и все, кто здесь побывал, могут подтвердить - это верное название.
Считается, что первые отшельники поднялись на эти неприступные скалы еще до Х века. Они жили в естественных пещерах и лишь для участия в Литургии спускались в город Стаги, стоящий у подножья Метеор (сейчас город называется Каламбака – это турецкое название древнего поселения). В 1334 году началась новая эпоха – приехавший из Афона монах Афанасий собрал из местной братии 14 человек и начал грандиозное и сложное дело – строительство первых сооружений монастыря Великий Метеор. Так возникла вторая, после Афона, монашеская республика, расцвет которой пришелся на XVI век. Величие и красота здешних мест, а также недоступность скал для разбойников позволили со временем создать множество монастырей, которые строились и укреплялись с помощью щедрых даров благотворителей. Когда-то здесь было 24 действующих монастыря, но сейчас осталось только шесть, остальные превратились в руины либо вообще исчезли.
После падения Византии, в конце XV века, Метеоры стали центром сохранения и развития византийской живописи. В годы турецкого владычества местные монастыри укрывали борцов за независимость, в них располагались «Тайные школы», в которых изучался запрещенный тогда греческий язык, и церковные школы для обучения священников.
Еще каких-то сто лет назад монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесным лестницам или в подвесных сетках, своеобразных лифтах, которые поднимали вручную. Таким же образом в обители попадало все необходимое для жизни – продукты, вещи, стройматериалы. А в 20-х годах ХХ века правительство Греции субсидировало строительство дорог, рабочие прорубили каменные ступени для подъема на скалы. Уединение монахов было нарушено. Именно с этим связывают упадок монастырской жизни – избегая суеты, многие покинули Метеоры, уйдя на Афон.
Сейчас Метеоры – одно из самых популярных туристических мест. Вход в монастыри для всех без исключения посетителей платный – 2 евро.
Молитва за мир не прекращается в этих местах и в наши дни, все сохранившиеся обители – действующие. Монашеская жизнь, как и раньше, скрыта от посторонних глаз – во время службы монастыри закрываются, попасть на них невозможно. Не вся территория монастырей открыта для посетителей – здесь часто можно увидеть заборчики с табличками «посторонним вход воспрещен». Однако попасть на службу в этих местах можно – но не в монастырях, а в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы в Каламбаке. Этот храм, возведенный в X-XI вв., считается главной достопримечательностью города: в нем находится единственный в Греции мраморный амвон, а часть росписей относится к ХVI в.
И маленькое замечание. Машина напрокат сэкономит вам и время, и деньги. Если вы приехали на машине, добраться до монастырей не составит труда. Ну, а если без машины - расписание местных автобусов можно получить в Турофисе около центрального сквера Каламбаки.
Метеоры невозможно обойти за один день. А поскольку монастыри не предоставляют паломникам ночлег, переночевать можно в одной из многочисленных гостиниц города Каламбаки или деревушки Кастраки – она находится совсем рядом с монастырями.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.