Греция… Апельсиновые сады, синее море, великое множество античных памятников… Знакомые названия и имена: Храм Афины Паллады, Микены, Геракл, Коринф, Спарта… Как будто из книги «Мифы Древней Греции». Но среди всей этой античности есть места, которые стоят особняком. Например – Метеоры.
Метеоры – уникальное сочетание природного и рукотворного феноменов. Над Фессалийской равниной на вершинах грандиозных скал на высоте около 500-600 метров уже более тысячелетия не прекращается монашеская жизнь, освящая и оживляя эти места. Метеоры – в переводе в греческого означает «парящие в воздухе», и все, кто здесь побывал, могут подтвердить - это верное название.
Считается, что первые отшельники поднялись на эти неприступные скалы еще до Х века. Они жили в естественных пещерах и лишь для участия в Литургии спускались в город Стаги, стоящий у подножья Метеор (сейчас город называется Каламбака – это турецкое название древнего поселения). В 1334 году началась новая эпоха – приехавший из Афона монах Афанасий собрал из местной братии 14 человек и начал грандиозное и сложное дело – строительство первых сооружений монастыря Великий Метеор. Так возникла вторая, после Афона, монашеская республика, расцвет которой пришелся на XVI век. Величие и красота здешних мест, а также недоступность скал для разбойников позволили со временем создать множество монастырей, которые строились и укреплялись с помощью щедрых даров благотворителей. Когда-то здесь было 24 действующих монастыря, но сейчас осталось только шесть, остальные превратились в руины либо вообще исчезли.
После падения Византии, в конце XV века, Метеоры стали центром сохранения и развития византийской живописи. В годы турецкого владычества местные монастыри укрывали борцов за независимость, в них располагались «Тайные школы», в которых изучался запрещенный тогда греческий язык, и церковные школы для обучения священников.
Еще каких-то сто лет назад монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесным лестницам или в подвесных сетках, своеобразных лифтах, которые поднимали вручную. Таким же образом в обители попадало все необходимое для жизни – продукты, вещи, стройматериалы. А в 20-х годах ХХ века правительство Греции субсидировало строительство дорог, рабочие прорубили каменные ступени для подъема на скалы. Уединение монахов было нарушено. Именно с этим связывают упадок монастырской жизни – избегая суеты, многие покинули Метеоры, уйдя на Афон.
Сейчас Метеоры – одно из самых популярных туристических мест. Вход в монастыри для всех без исключения посетителей платный – 2 евро.
Молитва за мир не прекращается в этих местах и в наши дни, все сохранившиеся обители – действующие. Монашеская жизнь, как и раньше, скрыта от посторонних глаз – во время службы монастыри закрываются, попасть на них невозможно. Не вся территория монастырей открыта для посетителей – здесь часто можно увидеть заборчики с табличками «посторонним вход воспрещен». Однако попасть на службу в этих местах можно – но не в монастырях, а в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы в Каламбаке. Этот храм, возведенный в X-XI вв., считается главной достопримечательностью города: в нем находится единственный в Греции мраморный амвон, а часть росписей относится к ХVI в.
И маленькое замечание. Машина напрокат сэкономит вам и время, и деньги. Если вы приехали на машине, добраться до монастырей не составит труда. Ну, а если без машины - расписание местных автобусов можно получить в Турофисе около центрального сквера Каламбаки.
Метеоры невозможно обойти за один день. А поскольку монастыри не предоставляют паломникам ночлег, переночевать можно в одной из многочисленных гостиниц города Каламбаки или деревушки Кастраки – она находится совсем рядом с монастырями.
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица