Святитель Николай Мирликийский — один из любимых святых русского народа. В России его называют Николаем Чудотворцем, Николаем Угодником, а иногда и вовсе по-простому, как члена семьи — Николой, Николушкой, Миколой.
Сегодня мы говорим о святителе Николае Мирликийском и поэме Сергея Есенина «Микола».
В одном из писем известный поэт 20 века Сергей Есенин рассказал, как у него возник замысел поэмы «Микола», которая в первом варианте называлась «Микола Чудотворец».
Есенин пишет: «В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить Миколу».
Как и в русских духовных стихах, есенинский Николай Чудотворец похож на русского крестьянина. Он ходит по сёлам и деревням в лаптях, несёт за плечами мешок, завязанный верёвкой, или как говорили на Руси, стягловицей, стараясь помочь всем, кто находится в крайней нужде.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН:
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сёл и деревень.
На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идёт, поёт негромко
Иорданские псалмы...
Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льёт с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».
Конечно, «пришлеца», ведь святитель Николай Чудотворец родился и жил далеко от России. Он был епископом города Миры Ликийские — на юге современной Турции, и жил очень давно, в 3 веке по Рождестве Христовом.
Николай, епископ Мирликийский, обладал беспримерным милосердием и любовью к ближним. Он подбрасывал деньги в дома бедняков, которые находились на грани отчаяния, помогал разорившимся купцам, силой молитвы спасал от гибели попавших в шторм моряков. Святитель старался тайно творить дела добра, но они всё равно становились известны.
Доброта без тщеславия, надменности и своекорыстия оказалась самым ценным сокровищем в глазах человечества. Вот уже много веков святитель Николай Мирликийский почитается христианами всего мира.
Со времен крещения Руси русский народ тоже считает святителя Николая своим святым покровителем, заступником, ходатаем перед Богом.
Это с удивительным лиризмом показано в поэме Сергея Есенина «Микола».
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН:
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».
В детстве Сергей Александрович Есенин, выросший в крестьянской семье, ходил в храм на богослужения, молился перед иконами, среди которых наверняка был образ Николая Чудотворца.
Потом Есенин уехал в Петербург и в Москву, стал модным и даже скандально известным поэтом. Но от того времени, когда он мальчиком пел в церковном хоре, в его поэзии осталось самое важное —исповедальность. Сергей Есенин так говорил о себе: «Пишу не для того, чтобы что-то выдумать, а потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чём прав и в чём виноват».
Так родилась и есенинская поэма о святителе Николае Мирликийском, любимом святом русского народа.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.