В 2011 году в Россию была доставлена великая святыня — пояс Пресвятой Богородицы. Пояс привезли монахи Ватопедского монастыря на Афоне, где святыня хранится уже много веков. Значимая реликвия посетила 14 российских городов — в результате поклониться ей смогли более трех миллионов наших соотечественников. Пояс Богоматери — не единственный элемент Её одежды, который был сохранен христианами как святыня. В грузинском городе Зугдиди находится риза (длинная рубашка-платье), которая принадлежала Деве Марии, и, видимо, эта риза и подпоясывалась упомянутым поясом.
У ризы Богоматери интересная история. Согласно преданию, Богородица перед Своей кончиной раздала часть вещей близким ей людям. Платье-риза досталось благочестивой женщине, которая помогала Деве Марии по хозяйству, была рядом с Ней в дни старости. Женщина с благодарностью приняла подарок, но не стала носить платье, а сохранила его как святыню. Риза находилась в Палестине вплоть до пятого века. А затем реликвия была перевезена в Константинополь.
Специально для святыни был построен величественный храм, расположившийся в северо-западном пригороде столицы — Влахернах. Риза Богоматери неоднократно спасала Константинополь от различных бедствий. В случае землетрясений, сильных штормов или нашествия неприятельских войск по улицам города устраивались крестные ходы во главе со святыней. Риза Богоматери находилась в Византии до 1453 года. Когда территорию страны захватили турки, ценную реликвию спасли грузинские христиане. Они тайно вывезли ризу из Константинополя и доставили ее к себе на родину.
Так святыня оказалась в грузинском городе Зугдиди. В 15-ом веке Зугдиди был столицей маленького княжества, которому, удалось сохранить ризу Богоматери в целости, несмотря на многочисленные нападения турок и персов. Специально для святыни в Зугдиди был построен храм, названный Влахернским — в память о первоначальном месте хранения ризы.
После революции 1917 года грузинский народ, к сожалению, забыл о своей великой реликвии. Святыня оказалась в хозяйственном помещении одного разграбленного монастыря. Там её мочило дождем, засыпало снегом. Риза находилась на грани исчезновения. Спасли её грузинские музейщики, многие из которых были тайными христианами. В 1936 году они перевезли ризу Богоматери в Зугдидский исторический музей, где она хранится до сих пор.
Ежегодно 15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает праздник Влахерноба — торжество в честь ризы Богородицы. В этот день риза Богоматери переносится из Зугдидского музея во Влахернский храм. Святыню, находящуюся внутри ковчега (то есть стеклянного футляра), несут во главе многолюдного крестного хода. Ковчег с ризой ставят посреди храма. Служится Божественная литургия, во время и после которой все желающие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. На Влахернобу множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться ризе Божией Матери.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.