Решил один Мужичок огород себе в лесу развести, побольше овощей насадить. А ведь для этого надо деревья корчевать, кусты рубить. Целый день старался Мужичок, и с трудом одно дерево свалил. Присел он под вечер на пенёк и призадумался: если так дело пойдёт, ему и до зимы огорода не видать.
Смотрит — с пригорка к его поляне Незнакомец бежит. Да такой красивый, весь из себя нарядный: плащ с красной подкладкой на ветру развевается, щёки румянцем горят, волосы золотом отливают. И бежит так легко, что ног под ним не видать, словно по воздуху катится. Остановился незнакомец возле Мужичка и спрашивает:
— Ты чего тут делаешь? Я тебя раньше в лесу не встречал.
— Да вот, хочу огород развести, — отвечает Мужичок. — Ты бы помог мне немного, вдвоём-то работать сподручнее.
Засмеялся Незнакомец и говорит:
— А ну-ка, отойди в сторону!
Посторонился Мужичок, а незнакомец полами своего плаща махнул, и вдруг деревья на поляне одно за другим загорелись. Вот тебе и готовое место под огород, да ещё сразу с удобрением.
— Спасибо, друг, — обрадовался Мужичок и спрашивает: — Кто ты такой будешь, из какого рода-племени?
— Я — Огонь, — ответил незнакомец. — Мать моя — Молния, отец — Столетний Дуб.
— Чем же мне тебя отблагодарить? — задумался Мужичок. — Приходи ко мне осенью в гости, я с тобой урожаем поделюсь.
— Я с людьми не знаюсь, — фыркнул Огонь.
— Напрасно, — говорит Мужичок. — Дружба всем нужна.
Но Огонь уже в лес побежал, только красная подкладка плаща за деревьями мелькнула.
Сидит как-то осенью Мужичок в избе, печку топит — вдруг кто-то в дверь стучится. Открыл хозяин дверь, а на пороге Огонь стоит, только его и не узнать: тощий стал, бледный, в мокром плаще.
— Что с тобой? — спрашивает Мужичок. — Никак заболел?
— Заболеешь от такой погоды, — говорит Огонь. — Целый месяц дожди идут, деревья и кусты в лесу насквозь промокли, оголодал я совсем. Хоть под крышей посижу.
Обрадовался Мужичок, не знает, чем гостя угостить. А Огонь увидел в углу печку, подбежал, отодвинул заслонку и от горящих дров взгляда не может оторвать.
— Эх, мне бы сейчас берёзовое полешко съесть, — говорит он мечтательно.
— В чём же дело? Залезай в мою печку, — говорит Мужичок. — Я тебе и сухих малиновых веточек подброшу похрустеть.
Залез Огонь к Мужичку в печку — и давай от радости смеяться-трещать, песни весёлые выводить.
А Мужичок в суете забыл, что он котелок с намытыми овощами на печку поставил. Раньше он печкой только для тепла пользовался, а как попробовал варёные овощи, да ещё с припёком — ну и вкуснота!
— Живи в моей печке, — предложил гостю Мужичок. — Я тебя буду каждый день дровами досыта кормить, а ты мне обед варить.
Остался Огонь в печке у Мужичка на осень, потом и зиму с весной прихватил. Со временем Огонь и к керосинке, и к газовой плите приспособился. Скромный стал, деликатный, в синей рубашечке — да вы и сами видели. Правильно говорил Мужичок: дружба всем нужна.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!