Решил один Мужичок огород себе в лесу развести, побольше овощей насадить. А ведь для этого надо деревья корчевать, кусты рубить. Целый день старался Мужичок, и с трудом одно дерево свалил. Присел он под вечер на пенёк и призадумался: если так дело пойдёт, ему и до зимы огорода не видать.
Смотрит — с пригорка к его поляне Незнакомец бежит. Да такой красивый, весь из себя нарядный: плащ с красной подкладкой на ветру развевается, щёки румянцем горят, волосы золотом отливают. И бежит так легко, что ног под ним не видать, словно по воздуху катится. Остановился незнакомец возле Мужичка и спрашивает:
— Ты чего тут делаешь? Я тебя раньше в лесу не встречал.
— Да вот, хочу огород развести, — отвечает Мужичок. — Ты бы помог мне немного, вдвоём-то работать сподручнее.
Засмеялся Незнакомец и говорит:
— А ну-ка, отойди в сторону!
Посторонился Мужичок, а незнакомец полами своего плаща махнул, и вдруг деревья на поляне одно за другим загорелись. Вот тебе и готовое место под огород, да ещё сразу с удобрением.
— Спасибо, друг, — обрадовался Мужичок и спрашивает: — Кто ты такой будешь, из какого рода-племени?
— Я — Огонь, — ответил незнакомец. — Мать моя — Молния, отец — Столетний Дуб.
— Чем же мне тебя отблагодарить? — задумался Мужичок. — Приходи ко мне осенью в гости, я с тобой урожаем поделюсь.
— Я с людьми не знаюсь, — фыркнул Огонь.
— Напрасно, — говорит Мужичок. — Дружба всем нужна.
Но Огонь уже в лес побежал, только красная подкладка плаща за деревьями мелькнула.
Сидит как-то осенью Мужичок в избе, печку топит — вдруг кто-то в дверь стучится. Открыл хозяин дверь, а на пороге Огонь стоит, только его и не узнать: тощий стал, бледный, в мокром плаще.
— Что с тобой? — спрашивает Мужичок. — Никак заболел?
— Заболеешь от такой погоды, — говорит Огонь. — Целый месяц дожди идут, деревья и кусты в лесу насквозь промокли, оголодал я совсем. Хоть под крышей посижу.
Обрадовался Мужичок, не знает, чем гостя угостить. А Огонь увидел в углу печку, подбежал, отодвинул заслонку и от горящих дров взгляда не может оторвать.
— Эх, мне бы сейчас берёзовое полешко съесть, — говорит он мечтательно.
— В чём же дело? Залезай в мою печку, — говорит Мужичок. — Я тебе и сухих малиновых веточек подброшу похрустеть.
Залез Огонь к Мужичку в печку — и давай от радости смеяться-трещать, песни весёлые выводить.
А Мужичок в суете забыл, что он котелок с намытыми овощами на печку поставил. Раньше он печкой только для тепла пользовался, а как попробовал варёные овощи, да ещё с припёком — ну и вкуснота!
— Живи в моей печке, — предложил гостю Мужичок. — Я тебя буду каждый день дровами досыта кормить, а ты мне обед варить.
Остался Огонь в печке у Мужичка на осень, потом и зиму с весной прихватил. Со временем Огонь и к керосинке, и к газовой плите приспособился. Скромный стал, деликатный, в синей рубашечке — да вы и сами видели. Правильно говорил Мужичок: дружба всем нужна.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер