Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С этим евангельским отрывком произошла интересная история: в древности он был отредактирован и приведен в соответствие с параллельным текстом Евангелия от Матфея. При этом он не был просто скопирован, а изменен, но изменения коснулись не всего текста, а лишь его части. И здесь, и в Евангелии от Матфея сейчас звучит одно и то же противопоставление: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. 7:9) — так написано в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Луки мы слышим: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?». В этих двух фразах видны лишь стилистические отличия, смысловой разницы в них нет. Критический текст Евангелия от Луки отражает другой, более древний текст этого отрывка, он звучит так: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него яйцо, подаст ему скорпиона?». Может показаться, что речь здесь идет об одном и том же: нормальный отец не даст своему сыну вместо чего-то хорошего нечто дурное, отец исполнит просьбу о благе. С одной стороны, это так, действительно, в этом смысле речь идет о том же самом. А с другой, в неотредактированном тексте Евангелия от Луки содержится отсылка на другое изречение Христа Спасителя, которое звучало в предыдущей — 10-й —главе: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). Исследователи проводят параллель между первым и вторым упоминанием скорпионов. На правоту такого подхода указывает окончание сегодняшнего евангельского отрывка, который в Евангелии от Луки не был отредактирован для приведения в соответствие с Евангелием от Матфея и потому звучит абсолютно во всех изданиях Евангелия несколько иначе: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Тогда как у Матфея отрывок заканчивается так: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). У апостола Матфея Бог, в отличие от злых людей, дает блага тем, кто их у Него просит. Здесь под «благами» можно понимать абсолютно что угодно, но сам контекст речи Христа побуждает толкователей в этом обетовании видеть лишь материальное. К примеру, святитель Григорий Богослов полагал, что здесь речь идет о необходимом для физической жизни человека: «[Бог] всем человекам даровал в изобилии потребности жизни, кои ни власти не подлежат, ни законом не ограничиваются, ни пределами государств не преграждаются». У евангелиста Луки речь идет о чем-то большем: не просто блага, не просто необходимое для благополучной жизни, а Духа Святого, благодаря Которому человек будет иметь крепкую веру и, как следствие, станет способен «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» так, как было обещано чуть раньше. Понятно, что речь здесь идет не об опасных животных, а о противоборствующих Богу и человеку силах, вернее, о той самой силе, которая в свое время лишила человека райского блаженства. Бог дает просящему у Него силу для борьбы с этой силой. И не просто для борьбы, а для победы над ней.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!