Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10
Для иудейских учителей было характерно особенное учение о молитве, которое они передавали своим ученикам. До настоящего момента Христос не делал ничего подобного, тогда как Иоанн Предтеча, к которому Господь относился с большим уважением, учил своих учеников молитве. Именно на этот факт и ссылаются апостолы, когда обращаются ко Христу с просьбой «научи нас молиться». Они полагали, что для них должна существовать особая, специфическая форма молитвы, принципиально отличная от стиля благочестия других иудейских групп и движений. Господь отвечает на просьбу учеников и даёт им молитву, которую мы называем «молитвой Господней» или «Отче наш». Существует бесконечное множество толкований этой молитвы. Более того, существуют целые книги, которые посвящены ей.
Необычное начинается с самых первых слов. Несмотря на то, что в иудаизме существовало представление о Боге, как о любящем Отце, но молитвенное обращение к Богу, как Отцу, не было характерно для ветхозаветной традиции. Пожалуй, первым серьёзно осмыслять такое обращение начал апостол Павел. Концепция усыновление людей Богу — один из самых важных и заметных пунктов его богословия. По его мысли, усыновление людей Богу является прямым следствием искупления, которое было совершено Господом Иисусом Христом. В Послании к Галатам апостол Павел сравнивает ветхозаветное представление о Боге с детством, а новозаветное — со зрелостью. А потому право обращаться к Богу, как к Отцу, которое человечество получили благодаря Христу, свидетельствует о вступлении человечества в зрелый возраст. А это, конечно, особая ответственность, ответственность взрослого сына.
Не может не обращать на себя внимания и притяжательное местоимение множественного числа — «наш» в словосочетании «Отче наш». Не «мой», а именно «наш». Индивидуальной формы молитвы Господней попросту не существует, эта молитва имеет общинный характер. По мнению святителя Иоанна Златоуста, через такую форму обращения молитва уничтожает представления о социальном неравенстве и учит любить всех, вне зависимости от их статуса и места в обществе. В православном богослужении молитва Господня включена в абсолютно все чинопоследования. Это понятно, ведь богослужение не бывает индивидуальным, это всегда дело всей общины. Но без «Отче наш» не мыслится и частная домашняя молитва, а это означает, что даже тогда, когда человек, по слову Христа, затворил дверь своей комнаты и молится один, он через такое обращение к Богу должен ощущать себя частью единого тела Церкви, быть связанным со всеми остальными его частями. Он — со всеми и все — с ним. А вместе — с Богом.