Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

На историю про богача и Лазаря существует краткое толкование, автор которого мне, к сожалению неизвестен: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, но за то, чего он не сделал». Эта мысль очень хорошо согласуется с общей логикой Евангелия: не только здесь, но и во многих других местах Господь Иисус Христос говорит о том, что в конечной перспективе человек будет судим за отсутствие дел милосердия. Самый яркий в этом смысле отрывок тот, который читается Церковью накануне Великого поста, в нем идет перечисление тех, кто окажется с Богом в Царстве Небесном — это люди, оказавшие милосердие голодным, больным и находящимся в тюремном заключении. Их всех Господь в рамках того отрывка отождествляет с Самим Собой. Тот, кто не оказывал милосердия этим людям, в конечном итоге не оказал милосердия Самому Христу. Сегодняшняя притча говорит, по-большому счету, о том же самом.
Многие комментаторы обращают внимание на то, что Лазарь — единственное имя, которое Христос упоминает в своих притчах, во всех других Его назидательных рассказах действующие лица анонимны, здесь же мы слышим имя. Правда, нам это имя ничего не говорит. Но не так было с теми, кто непосредственно слушал эту притчу. Тут надо сказать, что собственно слова «Лазарь» Христос не произносил, это имя дошло до нас через греческий перевод арамейской речи Христа. В оригинале же было имя «Елеазар», которое означает «Бог помогает». То есть слушатели притчи сразу же понимали, что этому человеку нет помощи от людей, он живет надеждой на помощь Бога, Который в конечном итоге расставил все по своим местам. У Лазаря не было ничего, кроме надежды на Бога. А вот у оставшегося анонимным богача было все, но не было того, что было у Лазаря, и что заключено его имени — надежды на Бога. При прочих талантах богача и его житейских успехах такая надежда вроде бы как совершенно не нужна. Собственно, его бездействие в отношении страдающего человека — следствие отсутствия такой надежды. Он верил в самого себя, не более того. Если бы он жил в присутствии Бога и в надежде на Него, то понимал бы, что все то, чем он имеет возможность распоряжаться по своему усмотрению, дано ему Богом, этим необходимо служить другим, а не превращать свою жизнь в постоянный праздник. Конечно, речь здесь не только о богатстве в прямом смысле этого слова. Мысль притчи значительно шире, она обращена ко всем: к политику, обладающему силой и властью; к ученому, обладающему уникальных запасом знаний и навыков; к творцу, обладающему художественным талантом; ко всем, кто чем-то владеет, любым навыком или материальной данностью. Один современный комментатор писал, что у каждого есть руки, ноги, голова и сердце, а значит к каждому может быть послан Богом свой Лазарь для испытания того, как человек использует свои дары от Бога.