
В том, что святые люди писали книги, нет ничего удивительного. Известным духовным автором был святитель Иоанн Златоуст и многие современные нам святые, например, святитель Лука Крымский. Но вот святого, который писал бы художественную прозу, представить себе, пожалуй, непросто. И всё-таки есть такой святой! Это — святитель Николай Сербский, тоже фактически наш современник, канонизированный Сербской Православной Церковью в 2003 году. Его литературное наследие — это несколько десятков богословских и вероучительных произведений, толкования на евангельские тексты, жития святых и... одна художественная повесть, которая называется «Кассиана. Повесть о христианской любви».
Завязка произведения интригует. В канун Пасхи несколько паломников из Сараево едут в монастырь Милешево. Один из них везёт с собой тетрадь с воспоминаниями своего отца об одной из недавно усопших монахинь этого монастыря по имени Кассиана, которую тот знал с детства. В воспоминаниях — удивительная и необыкновенная история. В пути паломники делают остановку в гостинице, и паломник читает рукопись отца спутникам.
Начинается захватывающая история почти как детектив. В церковь, где иеромонах по имени Каллистрат, готовится к венчанию незнакомой пары, врывается девушка и, размахивая пистолетом, грозиться убить во время таинства жениха, а потом и себя. Ошеломлённый монах с трудом успокаивает несчастную и убеждает её рассказать, в чём дело. Выясняется, что тот, кого отец Каллистрат сегодня собирается венчать — бывший жених Юлии — так зовут девушку с пистолетом. Он обманул её, хитростью завладел её богатым наследством, а главное — сердцем, и сбежал. Теперь, когда Юлия узнала, что негодяй решил жениться на другой, она задумала расквитаться с ним.
В одном небольшом по объёму произведении святитель Николай Сербский сумел органично соединить и любовную драму, и детектив, и духовную мудрость — в книге есть целая глава, состоящая из духовных наставлений отца Каллистрата Юлии. Они, как и вообще, вся повесть «Кассиана», написаны необычайно поэтичным языком и производят сильное впечатление и своим литературным стилем, и необыкновенной духовной глубиной.
К сожалению, нет достоверной информации о том, существовали ли в реальности герои книги, хотя в некоторых источниках можно встретить утверждение, что повесть основана на житии местночтимой сараевской святой. Однако сам автор, святитель Николай Сербский, об этом не упоминает. Возможно, потому что концентрирует всё внимание на самом главном — настоящей любви, которая заключается в заповеди Христа: «Да любите друг друга» и которую в конце концов обретают герои повести «Кассиана».
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема