Флп., 242 зач., II, 16-23.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Павел выражает надежду на то, что труды его не будут напрасны. Действительно, каждому из нас, тех кто трудится хочется, чтобы его труд не был тщетным. Неслучайно, когда-то в записках из мертвого дома Достоевский писал, что бессмысленный труд может свести человека с ума. Мы готовы прикладывать усилия, даже очень значительные, но только если цель осмысленна, если действия не бесполезны.
Итак, апостол надеется, что проповедь его будет плодотворной. Но что же лежит в основании этой надежды? Апостол говорит слова, которые могут быть не вполне понятны. «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам». Вдумавшись в текст мы понимаем, что он имеет ввиду знакомую для них ситуацию. Дело в том, что слово соделываюсь, буквально переводится как возливаюсь. Как в ветхозаветном иудаизме, так и в языческих культах, существовало понятие жертвы возлияния, которая становилась как бы дополнением к основной жертве, возливалась на сжигаемые дары. Естественно, главной жертвой для человека обратившегося в христианство, оказывается не жертва внешняя, но жертва собой, предание себя Богу.
Услышав проповедь апостола, филиппийцы радикально изменили свою жизнь. Крещение, как умирание и воскресение со Христом — стало их жертвой, которую они приносят, начиная новую жизнь. Эта жертва — есть служение веры, то есть искренняя отдача себя во всей полноте, в каждом своем мнении и поступке. Видя их веру — апостол говорит, что радуется тому, что он своим служением, соучаствует в их жертве и может к ней приобщиться. Он радуется так, как радуется учитель — видя, что его жертва временем и силами не прошла даром, она не тщетна. Но Павел готов на большее — он не боится умереть за то, чтобы его ученики жили новой жизнью. Не боится сам и просит не бояться их самих, но напротив, — порадоваться вместе с ним. Апостол не переживает о своей смерти, и готов к жертве, гораздо более важным для него оказывается передать общину учеников в руки своего преемника — Тимофея. Говоря о нем, Павел формулирует важную черту тех, кому можно доверить заботу о Церкви: они должны искать не того, чего хочется им, но того, что угодно Христу.
Читая похвальные слова, которые апостол обращает к филиппийцам, каждый из нас может задуматься о своем. Кто-то о том, стала ли его жизнь жертвой Богу? Или о том, что значит жертвенно относиться к ближним? И умеем ли мы это делать? Но самое главное, думаю, каждый должен задуматься над тем, что для нас значит жизнь в Церкви? Чем она для нас является? Поиском своего или того, что угодно Господу Иисусу Христу?
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.