
Музыка, которая сейчас прозвучала, наверняка многим показалась очень знакомой. Она, действительно, невероятно известная. Это музыкальная тема из американского фильма «Огни большого города», настоящего шедевра немого кино. Картина легендарного комика и режиссёра Чарли Чаплина, снятая в 1931 году, вошла в Золотой фонд мирового кинематографа. Чаплин не только режиссировал картину: он был автором сценария и сыграл в нём главную роль. Музыку для киноленты Чаплин тоже написал сам. Она звучит постоянно и как бы дополняет образы персонажей. Поэтому кинокритики называют музыкальную тему «Огней большого города» говорящей.
Любопытно, что создание немого фильма в эпоху, когда звуковое кино уже существовало, стало сознательным выбором Чаплина. И это был не каприз художника. Во время просмотра отчётливо понимаешь, почему режиссёр поступил именно так. Он рассчитывал не просто рассказать историю. Чаплин хотел, чтобы герои в его ленте разговаривали... сердцем! Об этом феномене чаплиновской картины интересно высказался радиоведущий Владимир Аверин, обсуждая фильм «Огни большого города» в беседе с кинокритиком Григорием Либергалом.
Вот опять же, сегодняшнее впечатление, я пересматривал, вот если бы эту последнюю фразу: «Теперь вы видите? Теперь я вижу». Вот это. Если бы мне кто-нибудь сказал в ухо, даже очень талантливо, даже как угодно интонируя, это было бы менее убедительно, это было бы менее по сердцу, чем когда ты видишь только глаза и буквы, которые ты сам можешь для себя озвучивать.
Какую же историю видим мы на экране? Главный герой — Маленький Бродяга — классический чаплиновский персонаж, городской нищий, однажды встречает на улице слепую девушку-цветочницу и на единственную мелкую монетку покупает у неё цветок. Забавные обстоятельства складываются так, что девушка принимает нищего за миллионера. Бродяге, который с первого взгляда полюбил слепую цветочницу, приходится изо всех сил поддерживать эту иллюзию. Он пытается заботиться о девушке, хотя сам ходит в рваной одежде, голодает. Однажды в газете Бродяга находит объявление о европейском враче, который оперирует слепых и может вернуть девушке зрение. Герой задаётся целью собрать необходимую сумму на операцию. На что только он не идёт ради этого: выходит на боксёрский ринг, хотя совершенно не умеет драться; нанимается уличным уборщиком, терпя насмешки и пренебрежительное отношение. А Цветочница ничего об этом не знает и продолжает думать, что ей помогает добрый миллионер. Кстати, настоящий миллионер в фильме тоже появляется. В титрах он неспроста назван «эксцентричным». Богач даёт Бродяге деньги на операцию, но это, увы, ещё не хэппи-энд. Сюжетные повороты в фильме настолько неожиданны и разнообразны, что до самого финала картина держит нас в напряжении. И, конечно, Чаплин был бы не Чаплином, если буквально каждый эпизод не вызывал у зрителя взрыв смеха — доброго, светлого и во многом исцеляющего.
Очень хочется подробно поговорить о поразительном, до мурашек по коже трогательном и глубоком финале картины, когда прозревшая девушка и Бродяга снова встречаются. Но не будем раскрывать детали: зрители должны увидеть всё своими глазами. А ещё — сердцем, как это сделали герои немого, но говорящего лучше всяких слов фильма Чарли Чаплина «Огни большого города».
Обидеть и не забыть. Алёна Боголюбова
Однажды на проповеди священник рассказал пронзительную историю, которая меня очень тронула.
Один пожилой монах, готовясь к переходу в вечность, молился, чтобы Господь открыл ему грехи, о которых он забыл. И пошел как-то вечером к колодцу за водой. А устройство поднятия воды там было мудрёное, крутилось на велосипедном колесе со спицами. И вдруг одна из спиц срывается и втыкается старцу в глаз, остановившись буквально в миллиметре от зрачка.
И вспомнил монах, как в детстве забавлялся с котенком и тыкал ему в глаз спицей. Так, попугать. А Господь показал, что грех это был. Нельзя животных обижать.
Я вышла из храма и потом еще долго оставалась под впечатлением. Монах ведь, казалось бы, не причинил котенку вреда, так по-детски играл с ним. Но жестоко играл, пугал. И забыл.
Так же и с людьми, бывает, пошутим, разыграем, что-то скажем, не задумываясь. А это ранит. Не тело, душу другого человека. И самое страшное, что мы это забываем.
Есть такой афоризм: «Всем, кого обидел, всё прощаю». А ведь не смешно. Как внимательно нужно относиться к чувствам других людей. Как важно не уходить из общения, не зная, какой след в душе ближнего ты оставил.
Мне кажется, жить, не раня других, можно только, прося у Бога научиться любви. Изначально любовь должна быть в сердце, а не жестокость и не равнодушие! И дай, Господи мне, как тому монаху, вспомнить все плохое, что я совершила. И покаяться.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Немного о себе. Алёна Боголюбова
Когда пишу какие-то рассказы из жизни, замечаю, что при редактировании приходится удалять из текста очень много слов. Почти одинаковых слов. Знаете, каких? Перечислю: «Я, мне, меня».
Они, порой, по два три в одном предложении попадаются. И я задумалась, что же это за напасть такая? Ни одно другое слово не повторяется так часто!
Стала обсуждать это со знакомыми. И коллега истолковала ситуацию следующим образом: «Это — нормально! Человек воспринимает мир относительно себя. И транслирует себя в мир. Это — так называемый, здоровый эгоизм».
Я в чем-то с ней согласилась. Действительно, когда мы видим, например, что человеку больно, мы можем это понять, только вспомнив собственную боль. Представление о тех или иных явлениях — плод нашего личного опыта.
Но хорошо, когда все это помогает нам понять ближнего, а не просто транслировать себя миру. И ещё важно понимать, что и другие так же осознают мир лишь через собственный опыт. И он у нас может быть очень разным. Предположу, что одно и то же явление мы можем осознавать по-разному, наполнять разными смыслами. Отсюда — сложность в коммуникации. Иногда она доходит до конфликтов и даже тупиков в отношениях, особенно, когда и слышать друг друга не умеем.
Но христианам доступно не только то, что естественно, но и сверхъестественное. Где Господь хочет, нарушается естества чин.
Для христианина, на мой взгляд, в центре системы координат — Христос, а не собственное «Я». Тогда появляется возможность видишь окружающих. И видеть в них Христа. А чем ближе мы к Богу, тем ближе становимся друг ко другу.
Глядя на Господа, на абсолютную любовь, и сами учимся любить, согреваемся, умягчаемся.
Кстати, сколько раз в рассказе о себе у меня встречается слово «Бог»? Тоже важный вопрос, о котором стоит подумать!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Не раскачивай лодку. Алёна Боголюбова
Когда я училась на первом курсе, стала свидетелем спора студентов журфака с заведующим кафедрой телевидения и радиовещания. Группа молодых журналистов, которые прошли практику в редакциях телеканалов, с ревностью на перебой делилась своими достижениями, где и как им удалось обличить политиков, сформировать общественное мнение против действий властей.
Опытный пожилой преподаватель устало улыбнулся и спросил: «а зачем вы раскачиваете лодку?» Ох! Возмущению юных акул пера не было предела!
Они восприняли позицию завкафедрой как слабость и чуть ли не трусость.
Спустя много лет эта фраза, «зачем раскачивать лодку?», всплыла в моей памяти, но совершенно в ином контексте. Я сама её произнесла, когда почувствовала, что возмущаюсь событиями в своей жизни, в своём локальном мире. И от того, что негодую, делюсь этими сильными негативными эмоциями с другими людьми, осуждаю оппонентов, я не просто лишаюсь мира в душе, но и теряю равновесие.
Тогда я осознала ещё одно выражение: «не надо бросаться в крайности». Крайняя позиция реально опасна тем, что лодка кренится. Качается лодка моей души, переваливаясь с одного края на другой. И того гляди перевернется.
Золотой путь где-то посередине, по центру. Слышала, как священник на проповеди назвал такой путь Царским. Возможно, потому что стабильность и покой там, где Царь небесный? А ещё с Богом — мир и любовь!
Восстановить баланс помогает молитва. Мысленно хватаюсь за хитон Спасителя и выравниваюсь.
С тех пор я обозначила себе границы: если замечаю, что хочу рьяно что-либо доказать, если жажду радикальных действий, если использую резкие, ярко эмоционально окрашенные слова, рассуждаю категорично, значит я впала в крайность и потеряла баланс в духовной жизни. Начинаю молиться.
Слава Богу, что я знаю это средство исцеления, что однажды встретила Бога и доверила Ему свой жизненный путь.
И как прав был тот мудрый преподаватель. Не надо раскачивать лодку. Ни в каком смысле.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











