Музыка, которая сейчас прозвучала, наверняка многим показалась очень знакомой. Она, действительно, невероятно известная. Это музыкальная тема из американского фильма «Огни большого города», настоящего шедевра немого кино. Картина легендарного комика и режиссёра Чарли Чаплина, снятая в 1931 году, вошла в Золотой фонд мирового кинематографа. Чаплин не только режиссировал картину: он был автором сценария и сыграл в нём главную роль. Музыку для киноленты Чаплин тоже написал сам. Она звучит постоянно и как бы дополняет образы персонажей. Поэтому кинокритики называют музыкальную тему «Огней большого города» говорящей.
Любопытно, что создание немого фильма в эпоху, когда звуковое кино уже существовало, стало сознательным выбором Чаплина. И это был не каприз художника. Во время просмотра отчётливо понимаешь, почему режиссёр поступил именно так. Он рассчитывал не просто рассказать историю. Чаплин хотел, чтобы герои в его ленте разговаривали... сердцем! Об этом феномене чаплиновской картины интересно высказался радиоведущий Владимир Аверин, обсуждая фильм «Огни большого города» в беседе с кинокритиком Григорием Либергалом.
Вот опять же, сегодняшнее впечатление, я пересматривал, вот если бы эту последнюю фразу: «Теперь вы видите? Теперь я вижу». Вот это. Если бы мне кто-нибудь сказал в ухо, даже очень талантливо, даже как угодно интонируя, это было бы менее убедительно, это было бы менее по сердцу, чем когда ты видишь только глаза и буквы, которые ты сам можешь для себя озвучивать.
Какую же историю видим мы на экране? Главный герой — Маленький Бродяга — классический чаплиновский персонаж, городской нищий, однажды встречает на улице слепую девушку-цветочницу и на единственную мелкую монетку покупает у неё цветок. Забавные обстоятельства складываются так, что девушка принимает нищего за миллионера. Бродяге, который с первого взгляда полюбил слепую цветочницу, приходится изо всех сил поддерживать эту иллюзию. Он пытается заботиться о девушке, хотя сам ходит в рваной одежде, голодает. Однажды в газете Бродяга находит объявление о европейском враче, который оперирует слепых и может вернуть девушке зрение. Герой задаётся целью собрать необходимую сумму на операцию. На что только он не идёт ради этого: выходит на боксёрский ринг, хотя совершенно не умеет драться; нанимается уличным уборщиком, терпя насмешки и пренебрежительное отношение. А Цветочница ничего об этом не знает и продолжает думать, что ей помогает добрый миллионер. Кстати, настоящий миллионер в фильме тоже появляется. В титрах он неспроста назван «эксцентричным». Богач даёт Бродяге деньги на операцию, но это, увы, ещё не хэппи-энд. Сюжетные повороты в фильме настолько неожиданны и разнообразны, что до самого финала картина держит нас в напряжении. И, конечно, Чаплин был бы не Чаплином, если буквально каждый эпизод не вызывал у зрителя взрыв смеха — доброго, светлого и во многом исцеляющего.
Очень хочется подробно поговорить о поразительном, до мурашек по коже трогательном и глубоком финале картины, когда прозревшая девушка и Бродяга снова встречаются. Но не будем раскрывать детали: зрители должны увидеть всё своими глазами. А ещё — сердцем, как это сделали герои немого, но говорящего лучше всяких слов фильма Чарли Чаплина «Огни большого города».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия