2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостольские послания, которые сегодня читаются в каждом храме, когда-то были письмами конкретным общинам и отвечали на конкретные же нужды. Проповедуя Христа, апостолы ходили из в города в город, оставляя в каждом из них общину учеников, людей которые обратились из язычества или иудеев, которые поверили в мессианство Иисуса... Эти еще не окрепшие умы... во что они будут верить? Как они будут жить? Как уберечь их от лжеучителей и искушений?
Можно представить себе как эти вопросы задавал себе Павел, который обращаясь к христианам города Филиппы, учил их тому, христианская жизнь требует постоянства. Он начинает с того, что хвалит их за то, что они всегда были тверды в вере и жизни, не только тогда, когда он был рядом, но и после его ухода. Для кого-то это может выглядеть удивительно, в церкви слышны не только упреки, но и похвала. Однако там, где есть настоящее общение, доверие и любовь — есть и добрые отношения. Апостол не боится хвалить своих учеников, потому что доверяет им.
B все же, доверяя филиппийцам и радуясь их послушанию, апостол просит их: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Этот призыв, такой возвышенный и одухотворенный при внимательном прочтении может показаться противоречивым. В первой части апостол утверждает, что спасение — дело самих учеников и они должны совершать его со всевозможным усердием и вниманием, на что и указывают слова страх и трепет. Совершайте, — говорит он! Но разве не тот же апостол столько писал о том, что именно Христом это спасение совершилось... И что Бог спасает нас не по заслугам, но даром... Как же соединить эти высказывания?
Во-первых, в этих словах можно увидеть и совершенно другую мысль, иначе поставить акцент. Апостол не говорит, что спасение совершается только человеком, но показывает какую огромную роль он играет на этом пути. Каждый из нас может в нем непосредственно участвовать, от нас оно зависит...
Кроме того, стоит обратить внимание на вторую часть слов апостола, ведь призывая нас к к спасению — он говорит, что Бог производит в нас и желания и действия по своему благоволению. Может показаться, что само совершение нами спасения нивелируется, ведь Бог производит в нас и само желание и действие. Становится непонятно, что зависит от нас самих?
На самом же деле — рассмотрев слова апостола в целостности, мы увидим, что Павел с удивительной глубиной раскрывает перед нами тайну соработничества Бога и человека. Люди поверили в Бога, увидели во Христе Миссию, но они не должны обольщаться и считать, что сделали все сами — Бог сотворил их, и вера и дела присутствуют в их жизни потому что сама возможность к ним вложена в них Творцом.
Путь христианина пролегает через мир, строптивый и развращенный, мир который во зле лежит... И в этом мире, со всей его нечистотой, мы призваны сиять как звезды, как светильники в темноте. Совершая без ропота и сомнения волю Божию в мире — мы должны являть ее другим, чтобы они видели, что свет и чистота возможны, потому что свет во тьме светит и тьма никогда его не победит.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.