
2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостольские послания, которые сегодня читаются в каждом храме, когда-то были письмами конкретным общинам и отвечали на конкретные же нужды. Проповедуя Христа, апостолы ходили из в города в город, оставляя в каждом из них общину учеников, людей которые обратились из язычества или иудеев, которые поверили в мессианство Иисуса... Эти еще не окрепшие умы... во что они будут верить? Как они будут жить? Как уберечь их от лжеучителей и искушений?
Можно представить себе как эти вопросы задавал себе Павел, который обращаясь к христианам города Филиппы, учил их тому, христианская жизнь требует постоянства. Он начинает с того, что хвалит их за то, что они всегда были тверды в вере и жизни, не только тогда, когда он был рядом, но и после его ухода. Для кого-то это может выглядеть удивительно, в церкви слышны не только упреки, но и похвала. Однако там, где есть настоящее общение, доверие и любовь — есть и добрые отношения. Апостол не боится хвалить своих учеников, потому что доверяет им.
B все же, доверяя филиппийцам и радуясь их послушанию, апостол просит их: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Этот призыв, такой возвышенный и одухотворенный при внимательном прочтении может показаться противоречивым. В первой части апостол утверждает, что спасение — дело самих учеников и они должны совершать его со всевозможным усердием и вниманием, на что и указывают слова страх и трепет. Совершайте, — говорит он! Но разве не тот же апостол столько писал о том, что именно Христом это спасение совершилось... И что Бог спасает нас не по заслугам, но даром... Как же соединить эти высказывания?
Во-первых, в этих словах можно увидеть и совершенно другую мысль, иначе поставить акцент. Апостол не говорит, что спасение совершается только человеком, но показывает какую огромную роль он играет на этом пути. Каждый из нас может в нем непосредственно участвовать, от нас оно зависит...
Кроме того, стоит обратить внимание на вторую часть слов апостола, ведь призывая нас к к спасению — он говорит, что Бог производит в нас и желания и действия по своему благоволению. Может показаться, что само совершение нами спасения нивелируется, ведь Бог производит в нас и само желание и действие. Становится непонятно, что зависит от нас самих?
На самом же деле — рассмотрев слова апостола в целостности, мы увидим, что Павел с удивительной глубиной раскрывает перед нами тайну соработничества Бога и человека. Люди поверили в Бога, увидели во Христе Миссию, но они не должны обольщаться и считать, что сделали все сами — Бог сотворил их, и вера и дела присутствуют в их жизни потому что сама возможность к ним вложена в них Творцом.
Путь христианина пролегает через мир, строптивый и развращенный, мир который во зле лежит... И в этом мире, со всей его нечистотой, мы призваны сиять как звезды, как светильники в темноте. Совершая без ропота и сомнения волю Божию в мире — мы должны являть ее другим, чтобы они видели, что свет и чистота возможны, потому что свет во тьме светит и тьма никогда его не победит.
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.