
Фото: Samantha Gades/Unsplash
Все, наверное, слышали про большую греческую свадьбу. Про то, сколько гостей на ней присутствует, насколько щедрыми бывают их подарки. Так вот. Грузинская свадьба ничем греческой не уступает, а чем-то может быть ее и превосходит. В первую очередь, свои гостеприимством.
Если в грузинском доме играется свадьба, на нее по традиции приглашается множество гостей. Иногда их количество может достигать нескольких сотен человек. Свадьба может продолжаться два-три дня — в зависимости от желания жениха и невесты и их родителей. Кстати, отказаться прийти на свадьбу — невозможно. Так как это большая обида для приглашающей стороны. Но вот чтобы желанное свадебное торжество состоялось, необходимо исполнить несколько традиционных обрядов. Грузия — страна православная, страна с очень древними традициями, которые соблюдаются из поколения в поколение. Нарушить их до сих пор считается в Грузии большим грехом. Так вот. Грузины считают, что свадьбе обязательно должны предшествовать сватовство и обручение.
Сватовство по-грузински звучит как «мачанклоба» и представляет собой переговоры родителей жениха и невесты. Когда-то юноша и девушка в Грузии познакомиться самостоятельно просто не могли. Обо всем за них договаривались их семьи. Сегодня это не так. Будущие жених и невеста сами могут определять свою судьбу. Но все равно роль семьи в устройстве брака в Грузии очень велика. Например, до сих пор считается, что родители жениха должны обеспечить молодую семью жильем, а родители невесты — необходимым приданным. Все эти вещи и обсуждаются во время мачанклОбы, то есть сватовства.
Если во время сватовства все прошло хорошо, наступает время нишнобы, то есть обручения. Здесь уже родители молодых обращаются за помощью ко священнику. Потому что именно при участии священника и происходит обряд обручения. По традиции невесту привозят в дом жениха. В присутствии священника происходит обмен кольцами и обещаниями в любви и верности. Священник выступает здесь как хранитель этих слов. После того, как обручение состоялось, все начинают готовиться к корцили, то есть к свадьбе.
Венчание — обязательная составляющая грузинского бракосочетания. Никакая роспись в ЗАГСе с точки зрения православных грузин венчания заменить не может. И без венчания настоящую семью создать невозможно — в этом они полностью убеждены. Венчание в Грузии похоже на то, что совершается в российских храмах. По его окончании молодые и все гости собираются за праздничным столом. Свадебное веселие начинается.
Руководит застольем тамада. В Грузии обязанности тамады выполняет обычно очень уважаемый человек. Он не просто развлекает гостей и определяет порядок тостов. Тамада в Грузии, в первую очередь, следит за тем, чтобы свадебное торжество было веселым и при этом достойным. В Грузии не принято на свадьбе кричать «горько», не принято напиваться. Предстать перед людьми в пьяном виде в Грузии является большим позором. Потому тамада должен быть еще и очень крепким человеком. Ведь он должен пить вино после каждого тоста, но пьянеть права не имеет. Как у него это получается? — никто не знает. Но факт остаётся фактом.
Обязательно на грузинскую свадьбу приглашается священник, который венчал молодую пару. Да и вообще в Грузии очень любят приглашать на торжество священников. Считается, что это и добрый знак для молодой семьи и гарантия, что никто не будет вести себя неподобающим образом. Постесняется священника. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам об особенностях православной грузинской свадьбы.
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О святых покровителях российского флота

Сегодня 13 мая. День Черноморского флота России.
О святых покровителях российского флота — священник Павел Гумеров.
У русского флота три главных небесных покровителя. Первый — это апостол Андрей Первозванный, ибо под флагом с Андреевским крестом отплывают все военные корабли. И Петром Первым был введен впервые орден Андрея Первозванного, орден военный. Апостол Андрей, как известно, был рыбаком, а значит и мореплавателем, потому что они с другими апостолами, рыбаками, ловили рыбу в Галилейском море. Так называется Галилейское озеро за его большие размеры. Святой апостол Андрей близок вообще русской земле, потому что по преданию он дошел до Киевских холмов и благословил это место, предсказывая, что в дальнейшем здесь будет великая православная страна. Второй покровитель нашего флота — это, конечно же, святитель Николай. Святитель Николай неоднократно оказывал помощь морякам. В его житии описан случай, когда он остановил бурю своей молитвой и воскресил моряка, упавшего с мачты. И третий покровитель флота, особенно черноморского, это, конечно же, святой праведный Федор Ушаков, благодаря которому закончилась русско-турецкая война и который был предводителем черноморского флота, воевал в Севастополе. И, конечно же, этому флоту особенно покровительствует святой праведный Федор. И поэтому всем людям, которые причастны к флоту и военному, и гражданскому, следует молиться этим великим святым.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов