Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).

Слово, вокруг которого строится сегодняшний евангельский отрывок, прекрасно известно внимательному читателю Ветхого Завета. Значит, оно было известно и слушателям Христа. Речь идет о слове «блажен». Оно чрезвычайно часто употребляется в Псалмах царя Давида и в книге Притчей Соломоновых. Там это своего рода поощрительный возглас, это обетование блага, который удостоверяет, что поведение человека, которого называют «блаженным», богоугодно, что оно отвечает воле Божией. Блаженны те люди, которые руководствуются нормами Закона, житейской мудростью и здравым смыслом. Собственно, и Псалтырь, и книга Притчей Соломона об этом и говорят, такую цель они перед собой ставят: научить читателя понимать Закон, осознать логику здравого смысла и научить житейской премудрости, особенно ярко эти цели прослеживаются в книге Притчей. В самом Евангелии от Луки уже однажды встречалось «блаженство», которое произнесла праведная Елисавета, мать Иоанна Крестителя, когда она приветствовала беременную Богородицу Марию: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:45).

Ветхозаветные блаженства подчинены здравому смыслу и обычной человеческой логике, к примеру, абсолютно невозможно спорить с Давидом, который говорит, что «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1). Да, не надо близко сходиться с дурными людьми, ничего хорошего от общения с какими-нибудь криминальными авторитетами ждать не приходится. Это то, чему учат родители своих детей без всякой опоры на библейский текст. В случае же с блаженствами Евангелия все не так просто. Здесь блаженными названы те, кто плачет, кто обделен судьбой, кто страдает, голодает и тому подобное. Все общепринятые нормы поставлены с ног на голову. Те люди, которых Христос называет блаженными, в глазах большинства выглядят совсем иначе. Им больше подходят слова «несчастные» и «жалкие», но никак не блаженные. Сама по себе постановка Христом вопроса таким образом не может не провоцировать и не привлекать внимания, ведь такого Израиль ещё не слышал. Очень велик соблазн понимать слова Христа буквально и начать думать, что те состояния, о которых сказано, как о блаженных — нормальны и желательны. Нет. Если бы это было так, то Сам Христос не стал бы исцелять страдающих людей, не стал бы их кормить и не стал бы показывать, куда надо закидывать невод, чтобы поймать большое количество рыбы, от продажи которой можно было бы какое-то время совсем неплохо жить. Суть заповедей блаженств совсем в ином. Они призваны напомнить о двух первых заповедей закона Моисея: «Я Господь, Бог твой <...>; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор. 5:6–9). Когда сердце человека стремится к Богу, все иное, пусть даже ценное и прекрасное, становится относительным в своей ценности. Но когда сердце прилепляется к этим относительным ценностям, они становятся кумирами и богами с маленькой буквы. Собственно, именно об этом и хотел напомнить Своим слушателям Христос, о том же самом Он напоминает и нам: сами по себе невинные вещи, когда их ставят на место Бога, когда они начинают руководить человеком, превращаются в злых духов, которые не дают войти в Царство Божие да и саму земную жизнь делают довольно блёклой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!