Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 1-11

Схожий эпизод с ловлей рыбы есть и в Евангелии от Иоанна, но там он находится в конце, уже после Воскресения Христова, а здесь — в самом начале, на этапе призвания первых учеников. Но оба этих чудесных улова связаны с одной темой: с посланием учеников на проповедь. Так как апостол Лука писал свое Евангелие не во время земной проповеди Христа Спасителя, а ощутимо позже, то здесь встречаются те элементы, которые отсылают к событиям будущего, к тому, о чем будет сказано далее. Апостол Петр называет себя человеком грешным, исследователи полагают, что за этим стоит знание Луки об отречении Петра и о полученном от Христа прощении. Это очень похоже на правду, ведь только применительно к Петру мы встречаем упоминание о греховности, к другим апостолам этот эпитет нигде не применяется и только Петр на страницах Евангелия кратковременно отрекается от Христа, и неважно, что Петр сам говорит о себе как о человеке грешном, все же, мы имеем дело с передачей чужого текста и чужих мыслей. Факт греховности Петра в контексте призвания к апостольской миссионерской деятельности крайне важен: Бог через грешника начинает привлечение людей в Царство Христово. Привлечение это в рамках нынешнего евангельского отрывка сравнивается с ловлей рыбы. Но это сравнение имеет ограниченную применимость: ведь не случайно сравнение с ловлей происходит на фоне очень крупного чудесного улова. Апостольская деятельность только в этом смысле — в смысле количества привлеченных в Церковь Христову — сопоставима с ловлей рыбы. В остальном же эта аналогия не работает. Человек — не рыба, его нельзя привлекать ко Христу с помощью хитрости, обмана или же путем подавления воли. Несмотря на то, что история знает немало примеров такого привлечения людей в Церковь, апостольский путь был совершенно иным. Они никого насильно не привлекали, не отнимали свободы, не подчиняли самим себе. Их «ловля человеков» была совсем иной: они призывали всех к освобождающему следованию за Христом, абсолютно сознательному следованию, апостолы не пытались кого-либо обмануть. Наверное, это то, о чем мы иногда забываем. Путь христианской миссии может быть только таким — честным и открытым. А если мы сами чего-то не знаем и не понимаем, то это не повод скрывать наше непонимание, это повод попытаться во всем разобраться.