2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол напоминает своим читателям, что их сердца должны быть устремлены ко Христу, потому что всем, кто жил на земле в теле, предстоит явиться на суд, чтобы получить заслуженное... ответ за то злое и доброе, чем они наполнили свою жизнь.
Однако, главный акцент апостол делает не на предстоящем суде. Суд — дело будущего, но пока он не наступил у христиан есть важное дело, которым сам апостол, в частности занимается. Суть его понятна любому, кто действительно поверил в то, о чем говорит Писание. Ведь если кто-то знает, что в доме пожар, он не будет спокойно сидеть и ждать гибели. Он будет спасаться сам и будет стремиться к тому, чтобы спасти других. Именно так и поступает апостол! Он не концентрируется на том, как ужасна будет судьба погибающих, но желает, чтобы их было как можно меньше. «Итак, зная, что такое страх перед Господом, мы стараемся убедить других». Человек, которому открыта правда о мире, который познал Бога, может говорить разным языком, употреблять разные образы, говоря об одном и том же. И поэтому мы слышим слово страх. Не потому чтобы апостол думал запугивать кого-то, просто среди его адресатов были люди разного духовного уровня... Это не ложь и не хитрость, не манипуляция, в этом проявлялась специфика его богословского языка. Если для всех он стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых, значит для каждого он подбирал свое слово.
Обращаясь к Коринфянам апостол рассчитывает на близкие и неформальные отношения. Более того, не пытаясь хвалиться перед слушателями самостоятельно, он позволяет им рассказывать о нем другим, если это будет полезно для дела спасения.
Христианин, который пробовал свою ревность и заботу воплотить в жизнь, на горьком опыте знает, что люди далеко не всегда готовы воспринимать всерьез разговоры о вере, и уж тем более о вере в воскресение мертвых. Естественно, некоторые из нас действительно могут говорить слишком резко или даже неверно, но основная причина все же не в этом. В то, о чем мы говорим, сложно поверить. Древние не могли понять, как Бог может страдать, в наши дни люди не верят в воскресение мертвых... Некоторые, слушающие Павла, говорили, что он не в себе, но он не боялся насмешек, потому что безумное перед миром — было мудрым в очах Бога и тех, кто поверил Ему.
История сложилась так, что мир впал в грех, в плане духовном провалился в тартарары и люди, которые воспринимают его всерьез, физически живы, но в духовном плане далеки от Бога, от источника жизни. Напротив, те, кто ощущает себя умершим для мира и живым для Бога воспринимают все совершенно иначе, на все смотрят сквозь призму смерти и воскресения. Ведь если Христос воскрес, если смерть побеждена, все в мире становится иным. Становится не автоматически, не в качестве объективной данности, но внутренне, в тишине сердец... С свою очередь, сердце, принявшее весть о воскресении, влияет на жизнь человека, на его мнения, отношения и поступки...
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.