
2 Кор., 169 зач., I, 12-20.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, 14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было "да«,- 20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С некоторыми представителями общины города Коринф у апостола Павла были напряженные отношения. Причиной тому были обвинения в его адрес, будто бы он неискренен с людьми. Якобы то, что он говорит и делает — он говорит и делает напоказ. Более того, видимо, апостола обвиняли в том, что он человек, которым руководит не Дух Святой, а исключительно его собственное человеческое рассуждение. А потому все его слова легковесны и легкомысленны, они не имеют твердого основания. В одно и то же время их можно воспринять как в одном смысле, так и в другом. То «да, да», то «нет, нет». Поэтому тот отрывок, который мы только что услышали, начинается с защитного слова апостола. Он утверждает, что у него отсутствуют всякие скрытые мотивы и вся его жизнь, его слова, дела и даже помыслы, как на ладони. Он всегда был искренен со всеми. Слово «искренность», которое использует апостол, очень яркое. В греческом языке оно указывает на предмет, который настолько чист и прозрачен, что пропускает через себя солнечный свет, совершенно не искажая его. Такова, по словам Павла, его совесть по отношению к другим людям.
Что обращает на себя внимание в этих словах апостола? Это не система логической аргументации, не его риторические способности. В первую очередь, это то настроение, с которым они сказаны. В древнем патерике есть такая история. В одном монастыре жил послушник, который претерпевал многочисленные оскорбления от своих собратьев. Внешне все их он переносил мужественно, с терпением. Когда один монах, удивленный такой стойкостью послушника, спросил его, как ему удалось достичь такого бесстрастия, тот с брезгливостью в голосе ответил: «буду я еще обращать внимание на гавканье этих псов». В силу своего высокого положения в Церкви апостол Павел мог бы отнестись ко своим недругам так же, свысока. Не обращать на них внимание, как величественное животное не обращает внимание на тявканье моськи. Однако он ведет себя совершенно иначе. В его словах нет ни толики раздражения и злобы, ни капли высокомерия и горделивого презрения. Он вступает со своими оппонентами в диалог и ведет его на равных, с терпением, кротостью и любовью. Именно такое поведение Павла и стало важным условием того, что те общины, которые он основал, явились фундаментом всего христианства. Все разногласия и противоречия разрешались благодаря тому духу Христовой любви, который нес в себе апостол. Дай же и нам, Господи, приобрести эту способность говорить с людьми не с высока, а на равных. Не с брезгливым презрением, а с терпением и любовью. Ведь только так мы сможем найти путь не только к их уму и рассудку, но и, что самое важное, к их душе и сердцу.
«Частичка любви»

Фото: Phill Dane / Unsplash
Гуляла как-то утром с собакой и обнаружила камень. Гладкий, горчичного цвета с белой полоской посередине. Вот это находка! Моя дочь Света как раз коллекционирует камни. Но не просто собирает, а рисует на них. Каждый камушек в её руках будто оживает. Например, из гальки она сделала милого медвежонка, а ещё смешную лягушку и какое-то забавное существо с высунутым языком. В общем, нет предела фантазии подростка, который учится в художественной школе.
Дочке 15, и она хочет стать скульптором. Все в семье знают, что порадовать этого творческого человека просто. Вот и в этот раз реакция дочери на камень, когда я принесла его домой, была такая, будто ей подарили целый вагон мороженого.
— Света, ты — удивительный ребёнок. — говорю ей я. — Так радоваться обычному камню...
— Мама, он совсем необычный! — опровергает моё утверждение дочь, внимательно рассматривая новый экспонат.
— Мне, конечно, приятно, но объясни, пожалуйста, что в нём необычного?
— Ну как же? Во-первых, он отличался от других, раз ты его заметила. Во-вторых, я могу превратить его в жука-скарабея — полоска как раз будет разделять надкрылья. Ну, а в-третьих... — сказала Света и задумалась.
— Что? Что, в-третьих? — нетерпеливо спросила я.
— Мама, ты ведь подумала обо мне, когда его увидела. О том, что меня он порадует, а значит в нём уже есть частичка любви...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема