Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34

В сегодняшнем чтении мы слышим очень известную и для многих невероятную историю. Петр, после повеления Христова, оказывается способен идти по воде. Нам, как людям, свойственно обращать внимание на то, что происходит с такими же как мы... Тем более, если речь идет о чем-то из ряда вон выходящем.
Но чтение начинается не с Петра и не с учеников, оно начинается со Христа. Хотя Евангелие — это слова сказанные учениками, оно все же слово Божье; пусть оно сказано человеком, в нем говорит и действует Бог. И первые слова сегодняшнего чтения о Самом Христе, без учеников. Он побуждает их отправиться на другую сторону Генисаретского озера, а Сам остается, чтобы отпустить народ. Небольшое бытовое замечание, но оно чрезвычайно важно, потому что из него становится очевидным, что между Христом и людьми помимо учеников существуют особые отношения. Да, ученики избраны Им Самим, их присутствие очень важно, часто они общаются с народом, проповедуют, исцеляют... И все же, Христос отправляет их, чтобы поговорить с людьми отдельно, напутствовать их и отпустить. Это так потому, что у Бога есть свои отношения с каждым человеком. Отношения, которые не отрицают важности существования апостолов, не отменяют иерархии, но и ими не ограничиваются. Христос не один из апостолов, а они не просто его сотрудники, Он Богочеловек. Он действует через них и вместе с ними, но действует и без них, Он главный субъект действия. Когда-то, в начале 90-х, в среде тех, кто увлекался экзотическими религиями, ходила такая пословица: «Если у тебя проблемы с Богом — тебе поможет гуру, но если у тебя проблемы с гуру — тебе никто не поможет». Сегодняшняя история говорит о том, что к подлинному христианству эта пословица никак не применима. Церковь важна, но главное действующее лицо все же Бог, поэтому и последний суд будет судом Божиим...
Интересно, что и дальше мы видим Христа на горе, уединившимся для молитвы. Мы настолько привыкли к тому, что Он находится среди людей, привыкли к Его активным действиям и словам, что увидев Его одного — просто пробегаем глазами эти строки. Но в Писании нет неважных мест и это одиночество Христа то же очень значимо, ведь оно опять говорит о том, что Христос как субъект важен Сам по себе, а не только как целитель и проповедник. Как часто за учителем или врачом люди не видят человека, но только его профессию, сам человек оказывается не интересен. Это неправильно, потому что человек не сводится к его профессии... И в первую очередь это можно сказать о Христе — Он важен Сам по Себе.
История о Петре — это, конечно, история о вере. Эмоционально она нас настолько захватывает, что мы увлекаемся ею и забываем, что Петр идет по воде не просто благодаря какой-то абстрактной вере, но благодаря вере во Христа. Пока мы верим, что главное действующее лицо в Мире Он, мы можем идти по воде, как только начинаем сомневаться и Он оказывается для нас «одним из прочих» — мы тонем. Петр шел по воде, это правда, хотя она и совершенно невероятна... Иногда в жизни мы сталкиваемся с ситуациями не менее невероятными, но возможными, потому что на ними сокрыта Его воля. Проходя их, как проходили апостолы бурю, нам важно помнить, что Он близко.