
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Вам когда-нибудь приходилось оказаться в такой ситуации: заходишь в душ в предвкушении приятных водных процедур, включаешь воду — и тут на тебя неожиданно обрушивается ледяная струя! Горячую воду-то отключили.
То же самое делает апостол с Коринфянами — которые были абсолютно уверены, что уверовав во Христа они уже получили пропуск в Царство Небесное. Они уже всё знают, они уже стали сильными и мудрыми — и больше им ничего не надо. Они на голову выше всех остальных — что и служит источником их крайнего самодовольства. От Павла они ждут всего лишь подтверждения своей исключительности, теплого, ласкающего душа пафосных словес, а вместо этого он окатывает их ледяной водой!
Вместо красивой печати на уже заготовленных элитных пропусках Павел ставит перед коринфянами Крест с Распятым во всей своей неприглядности и трагичности. Для них Распятие было всего лишь одним из множества эпизодов истории Иисуса — но никак не краеугольным камнем. Для языческого сознания сама идея убийства божества — идея совершенно безумная. Для иудеев — насильственная смерть долгожданного Мессии — кощунство: как может быть убит тот, кто сильнее и могущественнее всех? Коринфяне стеснялись Креста — и именно поэтому Павел обращается к ним с этим «евангелием Креста»: да, в этом-то и заключается прямое, Божественное, а не человеческое, вхождение в историю! Бог Сам именно таким странным образом решил проявить Себя в этом мире: это не укладывается в рамки никаких религиозных систем или философских построений! И именно в этом — проявляется реальность Его, Божественного, присутствия!
Но человеку очень сложно удержать в своём сознании Крест как идею безграничной Божественной жертвенной любви к Своему творению. Пройдя через метаморфозы плотского мудрования, Крест может легко превратиться в некий «магический артефакт», действующий сам по себе, вне всякой связи с верой и жизнью человека. Бог поднимается на Крест, чтобы никому не навязывать Себя — а дать простор свободной вере — но в человеческих руках Крест временами действительно превращался в страшный символ, несущий смерть и разорение.
Что для каждого из нас Крест: призыв Бога подражать Ему — призыв, пронзающий всю жизнь насквозь — или же только магический знак нашей причастности к христианству — пусть каждый сам для себя ответит!
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











