Иерусалим. Центр истории человечества, место величайшего чуда — Воскресения Иисуса Христа. В Библии изложена подробная летопись этого священного города. В десятом веке до Рождения Спасителя царь и пророк Давид отвоевал здешнюю землю у племени иевусеев, основал на ней столицу Израильского царства и дал ей имя Иерусалим. Сюда была перенесена главная иудейская святыня, Ковчег завета — золочёный сундук, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями. Сын Давида, царь Соломон, построил в Иерусалиме храм, посвященный Единому Богу, это великолепное сооружение стало драгоценной оправой Ковчега. В 586 году до Рождества Христова армия вавилонского царя Навуходоносора опустошила город и стерла с лица земли его святыню.
Библия долго оставалось единственным источником, рассказывающим о периоде, когда над Иерусалимом возвышался первый храм. Культурный слой того времени словно был изъят из недр израильской земли — его поглотили опустошительные войны и вытеснили последующие застройки. Отсутствие материальных свидетельств эпохи заставило многих историков считать, что монархи Давид и Соломон — мифические персонажи и ставить под сомнение изложенную в книгах Ветхого Завета историю священного города. Но в 2016 году сотрудники Израильского Управления древностей объявили, что в руки ученых попала рукопись времён Первого храма, содержащая упоминание Иерусалима.
Комментарий эксперта:
Древний папирус обнаружили в одной из пещер Хевронского нагорья черные археологи — незаконные искатели артефактов. О находке узнали сотрудники специального подразделения полиции при Управлении древностей, и документ был изъят в момент продажи. Свиток оказался распиской некой женщины о том, что она отправила в Иерусалимский царский дворец несколько кувшинов с вином. Радиоуглеродный анализ показал, что папирус относится к седьмому веку до новой эры — то есть, к периоду Первого храма. Это единственное на сегодняшний момент свидетельство того времени о Иерусалиме, к тому же написанное на иврите.
Следует заметить, что в начале двадцать первого века научный мир уже пережил подобную сенсацию. В 2001 году в Тель-Авивский университет обратился частный детектив Ицхак Цу с ходатайством от анонимного коллекционера проверить подлинность некого древнего артефакта. Это был осколок чёрного камня с выбитой надписью на древнееврейском языке финикийскими буквами. Текст на стеле сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском храме при царе Иоасе и практически дублировал рассказ Четвертой библейской книги Царств.
Комментарий эксперта:
Согласно Библии, царь Иоас жил в девятом веке до новой эры. В распоряжение научного мира попал уникальный артефакт, подтверждающий не только существование этого правителя, потомка Давида и Соломона, но и его участие в реставрации Иерусалимского храма. После двухлетней экспертизы с проведением углеводородного анализа Тель-Авивские ученые заявили о том, что артефакт подлинный. Таинственный владелец камня, не называя своего имени, выставил уникальный предмет на продажу за четыре миллиона долларов. Покупкой заинтересовался иерусалимский Музей Израиля, однако, его сотрудники пожелали выяснить, где именно был обнаружен осколок древней стелы и выразили намерение провести свою, независимую экспертизу. После этого детектив Ицхак Цу исчез вместе с артефактом.
Сотрудникам полиции Управления древностей удалось выяснить, что продать камень царя Иоаса через посредника пытался известный израильский коллекционер Одед Голан. Голан сообщил следователям, что он тоже не был владельцем — артефакт принадлежал некому палестинскому арабу, обнаружившему камень на мусульманском кладбище у Восточной стены Храмовой горы. Интересно, что между стеной и кладбищем находится место сбора мусора. Именно сюда свозили строительные отходы с Храмовой горы, в том числе и древние слои почвы, которые утилизировались во время расширения подземного пространства построенной на горе мечети.
Объяснение коллекционера дало надежду, что камень Иоаса — и в самом деле подлинный артефакт. Однако, где находится стела, Голан ответить не смог, сообщив лишь, что её владелец — тот самый араб, недавно умер.
Расписка на папирусе, изъятая в 2016 году у черных археологов, стала некоторой компенсацией разочарования, испытанного учеными в связи с утратой стелы царя Иоаса. Накладная на поставку вина пролежала двадцать семь веков в недрах Израильской земли, чтобы убедить скептиков двадцать первого столетия в существовании Иудейского царства и его славной столицы, Иерусалима, в период Первого храма. К тому же, нечаянное обретение этого свитка дает надежду, что появление новых подтверждений библейского рассказа об истории Вечного города вполне реально!
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.