1 Кор., 147 зач., X, 28 - XI, 7.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, 33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение — замечательная иллюстрация того, как апостол устраивает жизнь в первохристианской общине. Люди, среди которых были как наследники традиции Моисея, так и те, кто вырос в язычестве должны были научиться жить общей жизнью, по общим правилам. Какие-то ситуации требовали принципиальности, другие уступчивости, но все так или иначе требовали умения находить главное и жертвовать второстепенным. В первую очередь, конечно, отметалось все языческое, но и иудеям пришлось поступиться тем, что сотни лет было основой их мировоззрения и жизни. Из книги Деяний известно, что закон Моисеев, терял актуальность, по сравнению освобождающей силой Евангелия. Кто-то смог это вместить, но были и те, кто оказался неспособен перестроиться на новый лад.
Одной из тем, в которой случались недопонимания и споры — была тема вкушения идоложертвеного. Для иудеев было не мыслимым есть пищу, посвященную ложным богам. В то же время, апостол учил, что идол сам по себе в мире не заслуживает никакого внимания, он пустое место, бессмысленная безделушка. Если исходить из последнего, идоложертвенное — это то же что не идоложертвенное и все одинаково возможно есть, потому что на самом деле все в мире Божье. Апостол Павел так и говорит: «Господня земля, и все что наполняет ее».
Все было бы просто, если бы речь шла о личном решении человека, в ситуации, когда он один. Однако как явствует из начала чтения, бывают случаи, в которых христианин должен учитывать не только свое мнение, но и мнение другого. Например, того, кто недавно уверовал и еще верит в идолов, верит, что пища, которая им посвящена, является оскверненной. Если такой человек в разговоре подчеркивал, что продукт идоложертвенный, давал понять, что по его мнению, он запрещен в пищу.
Как же поступать? С одной стороны — почему чужие предрассудки должны ограничивать свободу верующего? Ведь если он принимает пищу с благодарностью к Богу, он может есть все. Апостол формулирует знаменитый принцип свободы во Христе: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
И все же, с другой стороны, есть люди немощные, их представления о добре и зле носят несколько формальный характер, но и эти представления должны учитываться, ради любви и снисхождения. Так, первый принцип личной свободы, уравновешивается вторым: «искать не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.