Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 23-31
![протоиерей Павел Великанов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Pavel-Velikanov-1024x696-240x240.jpg)
В этом коротком евангельском отрывке одна фраза — точнее, призыв — повторяется трижды. Легко можно предположить, что оно и есть своего рода «ключ» к тексту, который помогает нам понять самое главное, что хочет донести автор. Эта фраза — «не бойтесь!»
Спаситель честно, без приукрашиваний и припудриваний, описывает перед учениками то, что их ожидает. И это — совсем не то, на что они хотели бы рассчитывать. Их ждут гонения, предательства самых близких людей, непонимание и отвержение. И тут же звучит рефреном «не бойтесь!» Завершается чтение сильнейшим аккордом, которые собирает воедино все предыдущие слова: вы — лучше многих малых птиц! Чего вам бояться?...
В судьбе каждого человека есть значимые точки, между которыми колеблется линия жизни. Среди множества этих ориентиров есть две точки особой важности — точки крайнего напряжения и поэтому исключительного значения на всю жизнь — это страх и вера. Именно они лежат глубже разума и чувств, поэтому и способны оказывать столь сильное воздействие — или парализующее, или, напротив, вдохновляющее. И не просто так целый ряд психологических тестов в первую очередь направлен на выявление самых страшных страхов человека — иначе вообще не разобраться во всех хитросплетениях запутавшихся душевных сил.
Страх и вера — антагонисты. Где растёт страх — уменьшается вера. Как только вера начинает возрастать — страхи ослабевают, пока не исчезнут совсем. И тут можно было бы пафосно сказать: тот, кто по-настоящему верит, никогда и ничего не боится — но это будет циничной ложью! Потому что Сам Христос Спаситель, безгранично преданный Своему Небесному Отцу, во время Гефсиманского моления был в предельном страхе перед лицом неминуемой смерти — почему и просил учеников быть вместе с Ним, почему и сила молитвы Его была до кровавого пота... почему и последние слова этой молитвы — «не как Я хочу, но как Ты» — это пронзающие бытие слова победы безграничной веры — над таким же безграничным страхом.
Каждого из нас Господь помещает в неустойчивое состояние между испугаться — или довериться. Но от страха бессмысленно убегать или прятаться, или вытеснять его: он всё равно, словно вода, щёлочку да найдёт — и просочится, и затопит. От него не стоит бежать — его надо правильно встретить. Любой страх прежде всего надо суметь увидеть — внимательно рассмотреть со всех сторон, описать, точно назвать — и после этого вручить его... Господу Богу. Тому Самому Богу, Который сегодня нам сказал, что нам, Его детям, уже нечего бояться!