Их жизнь тяжело было назвать спокойной. Он – режиссёр, вспыльчивый гений, признающий только свою правоту, она – актриса, уверенная в себе женщина, привыкшая притягивать чужие взгляды. Но, несмотря на жгучий итальянский темперамент и постоянные бури, которые затягивали в себя эту пару, Федерико Феллини и Джульетта Мазина были счастливы друг с другом.
Они оба с детства ждали любви серьёзной и всеобъемлющей. У обоих перед глазами были подобные примеры: отец Джульетты, талантливый виолончелист, сменил радость творчества на профессию кассира, чтобы жениться на любимой девушке, а родителям Федерико пришлось сбежать от родственников, которые из-за социальных различий запрещали молодым пожениться. Обе семьи никогда не жалели о своих поступках, и юные Федерико и Джульетта были уверены – любовь может быть в жизни только одна.
Они познакомились на радио, благодаря юмористической программе про двух влюблённых. Юный Феллини писал к ней сценарий, а Мазина озвучивала главную героиню. Услышав её красивый, глубокий и полный живых интонаций голос, Федерико решил, что эта девушка наверняка неотразима. Он позвонил ей и пригласил в ресторан, сказав, что рассматривает её на роль в своём фильме. Встретившись с Джульеттой, Феллини был покорён её огромными карими глазами. Уже через две недели Федерико и Джульетта объявили о помолвке. Обвенчаться они смогли только через пять месяцев, причем в обстановке строжайшей конспирации. Феллини скрывался от призыва в фашистскую армию Муссолини и боялся появиться в католическом соборе, где юношу могли сразу забрать на войну. Поэтому церемония прошла на лестнице костёла, а пел для новобрачных их друг. Бедный студент Федерико не смог даже сделать невесте настоящий свадебный подарок. Вместо этого он отвёл её в кино, и перед началом фильма конферансье попросил зрителей поаплодировать новобрачным. Такой сюрприз оказался Джульетте приятнее, чем дорогие подарки.
Счастье супругов серьёзно омрачила смерть двух детей. Врачи сказали, что больше Джульетта родить не сможет. Она мечтала о тихой семейной жизни и воспитании детей, и для неё это стало тяжелым ударом. Феллини изо всех сил пытался смягчить горе жены и старался отвлечь её, занять каким-нибудь новым делом. Он говорил ей: «Не плачь, Джульетта, ведь у тебя есть я». Горе сплотило супругов ещё больше, они стали друг для друга настоящей опорой.
У Феллини всегда был крутой нрав, он предпочитал брать любые препятствия напором. Многих раздражала его прямолинейность, и из-за этого в начале творческого пути его ждало множество неудач. Джульетта принялась улаживать дела мужа. Благодаря руководству этой мягкой и умной женщины карьера Феллини резко пошла вверх. Жена заводила необходимые знакомства, проверяла счета, даже называла себя его финансистом. Она помогала ему и в том, что касалось кинематографа: давала советы по съёмкам, одобряла выбор актёров, сопровождала Федерико в поездках. Но самое главное – Джульетта никогда не упрекала мужа в том, что он поглощен работой и часто забывает обо всём, что не касается кинематографа. Его не волновали деньги, для него самым важным было искусство. Поэтому Джульетта, жена прославленного итальянского режиссёра, не могла похвастаться дорогими украшениями или шубами. Жила семья в простой квартире в районе, который считался бедным. Но Мазина никогда не жаловалась. Что было хорошо мужу, то было хорошо и ей.
Федерико прекрасно осознавал, сколько для него сделала жена. Он одаривал её, но на свой лад. Лучшие роли Феллини отдавал Джульетте, желая снимать фильмы только с ней и только для неё. Это прославило Мазину. Её выдвигали на крупные кинопремии, предлагали контракты в Голливуде. Однако Джульетта всегда отказывалась надолго уезжать от мужа и работала только с ним.
Отвергнув соблазн мимолётной славы, Мазина предпочла семейную жизнь. И это сделало её по-настоящему счастливой. С Феллини они прожили больше пятидесяти лет. Какие бы события не происходили вокруг – войны, смены государственных режимов, успехи кинофильмов или провалы, – Федерико и Джульетта по-прежнему относились друг к другу с нежностью и любовью, и ценили время, проведённое вместе.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.