Иван Васильевич Попов родился в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году, в Вязьме, в семье священнника. Он получил духовное образование и продолжил научную работу и защитил диссертацию. Попов преподавал в богословие в Московской духовной академии, читал несколько курсов по философии в МГУ. В декабре двадцать четвертого года Попова арестовали и приговорили к трем годам заключения на Соловках. Там архиепископ Иларион Троицкий в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о Попове: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича». В лагере Иван Васильевич работал учителем в школе грамотности для заключенных-уголовников. После освобождения жил в ссылке в Сургутском крае и продолжал исследование трудов богослова святителя Григория Нисского. Вскоре последовал новый срок и ссылка в Красноярский край. Там его арестовали в тридцать седьмом году и расстреляли по решению «тройки» НКВД. К лику святых мученик Иван был причислен в две тысячи третьем году.
Михаил Щепкин
Русский театр — такой, каким мы знаем его сегодня — начался с Михаила Семёновича Щепкина. Современные театроведы называют его основоположником отечественной актёрской школы. Им восхищался Гоголь; критик Белинский называл его игру образцом непревзойдённого сценического искусства, которое заставляет зрителей трепетать. А драматург Квитка-Основьяненко писал: «Таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится». Этим своим талантом самородка Михаил Семёнович всю жизнь щедро делился с людьми.
Когда Щепкину исполнилось 8 лет, в 1796-м году, он впервые посмотрел представление любительского театра. Михаил родился крепостным и оставался им до 34 лет. Его хозяином был граф Волькенштейн. В имении графа он и увидел свой первый в жизни спектакль. Позже в мемуарах Щепкин писал: «В тот вечер решилась вся будущая судьба моя». В 11 лет он сам впервые вышел на сцену. Это был ученический спектакль. Ставили комедию Сумарокова «Вздорщица». Мише досталась роль слуги по имени Розмарин. А в 1805-м 17-летний Михаил дебютировал уже на большой сцене — в Курском драматическом театре. В составе его труппы Щепкин прослужил десять лет. Благодаря незаурядному таланту Михаил быстро стал ведущим актёром театра. Но при этом нисколько не заносился, а называл себя смиренным слугою артистов. Для своих коллег он переписывал тексты ролей, нередко выручал, выходя вместо них на сцену, если они забывали текст; бывало, даже подменял суфлёра, когда тот болел.
В 1822-м году Щепкина пригласили в труппу Малого театра. На его сцене он оставался до конца жизни. Городничий в гоголевском «Ревизоре» и Подколёсин в «Женитьбе», Барон в пушкинском «Скупом рыцаре» — Михаил Семёнович блистал в современных пьесах того времени. Многие драматурги создавали произведения специально «под Щепкина», желая только его видеть в образе главных персонажей. Для своего времени Щепкин стал настоящим новатором — он максимально приблизил актёрскую игру к жизни. В театре середины XIX-го века актёры лицедействовали: произносили реплики неестественными, громкими голосами, слова сопровождались вычурными жестами. Михаил Семёнович играл по-другому. Своё правило он формулировал так: «на сцене не представляться, а влезть в шкуру действующего лица так, чтобы между ним и тобой нельзя было иголки просунуть». Впоследствии этот постулат положил в основу своей знаменитой системы Константин Станиславский.
Михаил Семёнович служил людям не только своим актёрским талантом. Он и в жизни был отзывчивым и сострадательным человеком. Литературовед Александр Афанасьев говорил о Щепкине: «Великие слова Христовой заповеди о любви к ближнему он перевёл прямо в жизнь». Михаил Семёнович с готовностью помогал знакомым и незнакомым людям. Однажды во время гастролей актёр проезжал на пароме через реку, и увидел двух тонущих мужчин. Щепкин прыгнул в воду и с большим трудом, сам едва не утонув, вытащил обоих на берег. Дошла до нас и история о том, как Михаил Семёнович помог своему знакомому Пантелею Ивановичу. Как-то раз Щепкин встретил его на улице, и не узнал: оборванный, словно нищий, Пантелей Иванович шёл в сопровождении полицейского. Оказалось, что он влез в большие долги. Выплатить не смог; у него конфисковали имущество и теперь вели в долговую тюрьму. Щепкин погасил долги знакомого, устроил его в своём доме и определил на работу в театр с хорошим жалованьем. Щепкин признавался, что вдохновлялся образом Пантелея Ивановича, играя Любима Торцова в пьесе Островского «Бедность не порок» — человека хотя и оступившегося, но в котором теплится святая искра и который поэтому способен подняться и выйти на прямой путь.
Щепкин нёс своё актёрское служение до последнего вздоха. В 1863-м году в Ялте на приёме у князя Воронцова он читал перед гостями «Мёртвые души» Гоголя. Внезапно Михаилу Семёновичу стало плохо. Его отвезли в гостиницу, а через три дня он скончался. Отпевали актёра в ялтинском соборе святителя Иоанна Златоуста. Щепкин любил повторять: «Надо играть так, чтобы был виден человек». В нём самом люди всегда видели человека — чуткого, милосердного, доброго.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола
Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о мытаре и фарисее». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Тим.3:10-15) и Евангельского (Лк.18:10—14) чтений в неделю о мытаре и фарисее, о днях памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, преподобного Ефрема Сирина, вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, а также о празднике Сретения Господня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица