Стамбул — город, связующий Европу и Азию. Таковым он задумывался с самого начала своего существования — в те времена, когда именовался ещё Константинополем. Святой император Константин Великий специально расположил город на европейском и азиатском берегах пролива Босфор. Тем самым он показал, что власть его государства простирается на оба континента. В течение своей истории Константинополь-Стамбул был столицей сразу двух империй. Сначала Византийской, затем Турецкой. Особую роль сыграл город и для нашего народа.
Когда случилась революция 1917 года, в Стамбул уехали офицеры «белой» армии, и многие из тех, кто не принял советской власти. Кто-то из эмигрантов продолжил свой путь дальше, кто-то в Стамбуле остался жить навсегда. Русские, вынужденно оказавшиеся за границей, не мыслили своего существования без храма. В каких-то странах церкви им приходилось строить с нуля. В Турции ситуация была иной.
Несмотря на притеснение христиан, в этой стране сохранился древний Константинопольский Патриархат. Но службы в его храмах совершались и совершаются на греческом языке, потому что и Константинопольский Патриарх, и священники в большинстве своем — греки.
Русские эмигранты всей душой хотели молиться на церковнославянском языке. Собрав деньги, они приобрели в 20-е годы здание в стамбульском районе Каракёй. На крыше приобретенного здания русские эмигранты построили мансарду, в которой разместили храм. Подходящего помещения внутри здания не нашлось. Сверху мансарду-храм венчает купол с крестом. Храм был освящен во имя апостола Андрея Первозванного.
Ежегодно 13 декабря, в день памяти апостола, в русском храме на богослужение собираются русские, греки, а также православные стамбульцы иных национальностей. Служба совершается на нескольких языках, как минимум - на греческом и церковнославянском. Некоторые молитвословия звучат на славянском, некоторые на греческом. Если на Литургию приходят болгарские или грузинские священники, то они произносят молитвенные прошения на своем языке. Всего в храме в этот день обычно присутствует несколько десятков человек. По окончании богослужения устраивается праздничная трапеза, на которую приглашаются все, кто был на службе. Никаких изысканных блюд на столах нет. Обычно всё очень скромно. Но главное не это. А то, что православные стамбульцы стараются держаться вместе. В праздник святого Андрея Первозванного особенно хорошо видно единство православной диаспоры Стамбула, объединяющей людей разных национальностей.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.