Деян., 3 зач., II, 1-11.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — словесная икона сошествия Святого Духа на учеников Христа, изображённая для нас евангелистом Лукой. Неудивительно, что после Вознесения воскресшего Иисуса Его ученики находились в предвкушении: что-то очень значимое должно было произойти! Не могло же всё остаться так, как и раньше! И вот перед нами — именно этот переломный момент, новый рубеж, новая страница в истории человечества.
Что же по сути меняется? Конечно, можно было бы сказать: теперь они — эдакие одухотворённые супермены, владеющие особыми способностями, простым людям недоступными: говорить на иностранных языках без обучения, предвидеть будущее, исцелять больных, изгонять демонов, даже воскрешать умЕрших. Как бы ни звучало это потрясающе — но — вовсе не это главное. Все эти удивительные способности — всего лишь следствие, производное от того самого важного, что произошло.
Для евреев праздник Пятидесятницы совмещал в себе два повода: дарование Богом закона на горе Синай и завершение сбора урожая. Это было важное событие начала теократии — непосредственного водительства Богом избранного Им народа. Значимость этого чувства совершенно уникальной близости к Богу трудно переоценить: теперь евреи — не сами по себе, у них есть Господин, Который сотворил Небо и Землю, Который во всей Вселенной — Самый Главный! Которого надо безоговорочно слушаться и выполнять в точности все Его повеления.
Но что же происходит в день сошествия Святого Духа? Быть может, дарование нового Закона? Уточнение и поправки к старому, ветхому Завету? Нет, всё куда интереснее! Я бы предложил такое сравнение. Представьте, что в музыкальной школе много лет ребёнок учится играть на пианино. Учитель очень строгий, требовательный. Временами — даже жестокий. Может и наказать. И вот наступает день, когда учитель говорит: поздравляю! Теперь ты уже можешь сам играть всё, что захочешь — и не только по нотам, но и придумывать любые импровизации, и отныне мы с тобой — не учитель и ученик, а равные музыканты!
Сошествие Святого Духа на учеников Иисуса — это своего рода «диплом» об их профессиональной пригодности, «печать качества». Пройдя через все радости и горести, внутренние борения и победы, их сердца размягчились, словно теплый воск — на который можно было поставить печать Дара Духа Святого. Теперь они — обучены и сонастроены Самому Богу — и могут действовать не как малые неразумные дети, а как взрослые и ответственные люди. Отныне уже не Бог извне диктует им Свою волю, а они сами становятся и законодателями, и исполнителями — потому что во всём действуют в Духе Святом.
Насколько бы иной стала и наша с вами жизнь, если бы в каждом христианине не фантазийно, а реально звучала тональность жизни, созвучная Духу Святому!...
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











