Выступая зимой 2013-го года на торжественной церемонии награждения лауреатов независимой литературной премии «Дебют» вологжанка Лета Югай (победитель в номинации «Поэзия» с циклом стихов «Записки странствующего фольклориста») говорила о том, чем она занимается издавна – и в поэзии, и в науке. То есть как раз о фольклоре, о традиционной культуре. Кстати, тема её кандидатской диссертации звучит так: «Ключевые образы плача: на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области»).
У Югай поэтический и научный подходы к народному творчеству, или как она выразилась, к оригиналам, причудливо сплетены: ее «фольклорных» (назову их коротко так) стихов, возможно, и не было бы – не будь профессии, которая при сочинительстве помогает преображению оригинала, выводя его на границу искусства и жизни, мифологии и реальности.
Но читать этих её стихов я сегодня не стану, они сложны для чтения в эфире, могут смутить того, кто подключится посередине текста, и вообще фольклор – вещь трудная, порой, как сказала на той церемонии Лета – и «недобрый». Так что вы уж сами прочтите как-нибудь её изумительные «Надписи на прялках», а прочту три лирических стихотворения Леты Югай из книжек, предшествующих фольклорному прорыву.
Уж март весною очарован
И солнцем тешится земля.
А мне сегодня был дарован
Еще денечек февраля
И ломкость лип, и в них — граненый
Жемчужно–серый свод небес.
И воздух, снегом напоенный,
Решенье пробует на вес,
Как я на вкус. Средь белой взвеси
Иду вперед белым бела.
Мне выпадает холод песен
И жесткость птичьего крыла.
…ну. и ещё одно зимнее:
Зима здесь долгая – это замечаешь даже не в феврале,
а где-нибудь ближе к апрелю. Все божества на лыжах.
Идёшь и думаешь, странно сказать «по земле»,
ведь земля, она где-то под снегом, ниже, гораздо ниже.
А мы тут себе – снегожители – понимаем весь мир бело:
никаких скидок на чепуху цветов, сносок, ссылок, проталин.
Главное – двигаться по лыжне дальше, куда бы ни завело.
Как бы мы ни устали, как бы мы ни устали.
Лета Югай, из книги «Между водой и льдом», 2010-й год
Но совсем уходить от фольклорной темы, читая стихи Леты Югай будет все-таки не хорошо. Поэтому -
Среди всех рыб, окуней и щук, – Рыба-Кит.
Среди всех дней в году – Новый год.
Среди всех земель – та, над которой ангел парит,
зависает в воздухе и не хочет лететь вперёд.
Он же знает, вперёд – это назад от центра земли.
Деревянная луковка прячется в облаках,
а вокруг на тысячу вёрст снега намели,
а в окошке греется свечка в родных руках.
Ей дано растопить и печаль, и снега, и тьму.
Лошадь сено жуёт, окно горит до утра.
Все дороги идут от дома. Все приводят к нему.
И трепещет ангел над крышей, не летит со двора.
Лета Югай, из книги «Между водой и льдом», 2010-й год
25 апреля. О подвиге Исаака Сирина, Италийского

Сегодня 25 апреля. День памяти Преподобного Исаака Сирина, Италийского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Исаак действительно происходил из Сирии, но его следует отличать от другого Исаака Сирина, великого духовного писателя, которого цитировал Достоевский в словах о милосердном сердце в романе «Братья Карамазовы». Исаак Сирийский появился в Италии, по-видимому спасаясь от гонения императора Анастасия, который поддерживал монофизитов и преследовал православных. Исаак жил отшельником. Однажды он пришел для молитвы в кафедральный собор города Сполето и, по образу трехдневного покоя Господа во гробе, пребывал в созерцательной молитве три дня и три ночи. Это был один из характерных видов молитвенного подвига сирийских подвижников. Лежачая молитва в форме креста во образ покоя мертвеца до сих пор сохраняется в православном монашеском постриге. Возмущенный алтарник хотел было изгнать Исаака из храма, но гнев свыше поразил его беснованием. Прислужник был исцелен лишь по милосердию святого. С этого момента вокруг святого стали собираться ученики. Так возникла подлинная лавра. Огромный монастырь тип монашества доселе неизвестный на православном христианском западе. Руины монашеских строений видны в окрестностях горы Монте-Лука в Италии. Пример святого Исаака учит нас не тревожить наших ближних в храме, не мешать их молитве и не поучать понапрасну. Следует избегать осуждения древних практик и правил, что практикуют благочестивые христиане и о которых мы просто не знаем. В чужой монастырь не ходят со своим уставом, и наоборот в своем храме или монастыре нельзя обижать тех, кто будучи гостем молится иначе. Любую человеческую ошибку и немощь Господь может обратить к своей славе.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О пророчестве Христа о Себе

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
О тайне домостроительства Церкви — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь Христос пророчествует о теле Церкви, которое Он созиждет Своим распятием и воскресением, и говорит о том, что ветхозаветная Церковь потеряет свое значение и фактически ее разрушение уже приведет к тому, что будет основана новозаветная Церковь, где это тело Церкви, уже есть тело Христово, в котором мы соединяемся со Христом и в Нём друг с другом. Здесь идет речь о тайне домостроительства Божественного, когда созидается Церковь как тот спасительный ковчег, в котором, собственно, и происходит спасение человека, человеческой души. Уже не только, как в последствии и первомученик Стефан говорил, что Господь в нерукотворенных храмах живет, и прежде всего, Господь, конечно, обитает во святых своих, и тело Церкви — это прежде всего, конечно, собрание верующих, где Он объединяет нас как Глава Церкви в этом теле, теле Церкви Своем. И именно об этом основании Церкви, именно уже Нового Завета, говорит Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О благодарении и хвале Богу

В 3-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть рассказ об исцелении хромого от рождения: «Вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».
О радости исцеления и благодарности Богу — священник Николай Дубинин.
Радостный ребенок, объятый счастьем, прыгает, скачет. И вот в Евангелии в Новом Завете мы встречаем такие удивительные места, где, получив исцеление, собственно, мы видим такое поведение у взрослых людей. Вот как сегодня мы слышим, хромой вскочил и буквально в припляску бегал и показывал своим всем видом, своим здоровьем, своими возможностями, а что с ним сотворил Господь. Это воистину исполнение слов пророка Исаии, что «вскочит храмы яка Елень». То есть благодать Божья, сила Божья может такое творить. И вот это состояние детской радости, безусловно, радости хотя бы однажды в жизни должно быть достоянием каждого верующего человека. В этот момент мы подлинное присутствие Божье ощущаем и закрываем глаза уже на все. На то, что о нас подумают, что скажут. Самое главное — ощутить это присутствие Бога в своей жизни и научиться благодарить Бога. То есть не просто этот человек вскочил и побежал, а он стопы свои исцеленные направил к Богу. Получив какой-то дар в своей жизни, получив просимое, мы должны направить свои стопы с радостью и благодарением к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема