Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как мы помним, накануне страданий и смерти Спасителя апостол Петр самоуверенностью заявляет Ему: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». То есть, никогда не предам Тебя. И вот, когда Христа берут под стражу и приводят во двор первосвященника, апостол Петр греется у огня вместе с дворовыми людьми, ожидая, чем закончится суд. Здесь ему трижды задают вопрос, является ли он учеником Иисуса. Проявив малодушие, апостол троекратно отрекся от своего Учителя. Как только занялось утро и пропел петух Петр понял, что натворил и, как говорит Евангелие, вышел со двора первосвященника, горько плача. Прошло некоторое время. Господь воскрес. И вот перед нами практически зеркальная ситуация. Ученики после ночного лова на Галилейском озере пристают на лодке к берегу. Как и в ту ночь предательства раннее ранее утро, еще до пения петухов. На берегу их ждет Христос. И вот у огня, как и тогда во дворе первосвященника, Петр слышит три вопроса. Подобно тому, как некогда он трижды отрекся от Учителя, так сейчас он троекратно клянется в верности Ему. Важно обратить внимание на то, как именно он это делает. Иисус спрашивает его: «любишь ли ты меня больше, чем они», то есть больше, чем другие Мои ученики. В ответе Петра больше нет самоуверенных и заносчивых интонаций, с которыми он перед предательством клялся в верности Спасителю. Он скромно, с сердечным сокрушениям, с осознанием своей немощи отвечает только за себя одного: «да, Господи, люблю тебя».

Для чего было необходим этот троекратный вопрос? Неужели Господь хочет вразумить оступившегося ученика? Неужели Он обдумывает простить его или не простить? Безусловно, это не так. Эти три вопроса необходимы в первую очередь самому Петру. Ведь он тяжко страдал от своего предательства. Церковное предание говорит, что он не мог простить его себе до конца жизни. Из его глаз постоянно текли слезы, так что его лицо было прорезано глубокими бороздами. Для того, чтобы как-то помочь апостолу обрести душевный покой, Христос и спрашивает его троекратно о любви к Себе. Эти вопросы и его собственные ответы действуют на душу ученика словно бальзам. Благодаря этому общению Петр чувствует, что несмотря на то, что он допустил страшную ошибку, Господь не просто его простил. Он никогда и не отвергал его. Всегда был с ним. И яркое подтверждение этому заключается в том, что на него возлагается та миссия, к которой, по его собственным представлениям и человеческим меркам он вроде бы как уже и не годился. Поэтому сегодняшний отрывок рассказывает нам не просто историю о том, как Бог простил человека. Это рассказ о том, как человек смог принять это прощение.

Любой грех страшен не тем, что Бог гневается на нас и думает, простить или нет. Каждого Он прощает и милует изначально. Об этом свидетельствует сам факт Его воплощения и смерти на кресте. Грех страшен тем, что налагает на нашу совесть такую тяжесть, что мы перестаем чувствовать радость этого прощения. Мы не можем его принять даже несмотря на то, что Господь всячески старается нам в этом помочь. Самой жизнью Он словно задает нам вопросы, как некогда Петру. Предлагает вступить с Собой в диалог. Восстановить общение. И только тот, кто подобно апостолу, обрел сердечное сокрушение и раскаяние, сможет принять этот дар и впустить в свою душу такой желанный мир и покой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!