
Фото: Fotis Fotopoulos/Unsplash
Есть в жизни моменты, которые кажутся совершенно обычными и привычными до тех пор, пока не начнешь соотносить их с фигурой православного священника. Казалось бы, совершенно нормальная ситуация — наступает лето, а вместе с ним и купальный сезон. Все стараются быть поближе к воде, выдвигаются на пляжи. Интересно — а православному батюшке можно ли воспользоваться благами природы и искупаться?
В России по поводу купания духовенства на общественных пляжах до сих пор идут дискуссии. Кто-то говорит, что ничего страшного в священническом купании нет. Кто-то утверждает, что это недопустимо. Единого мнения, повторюсь, у нас нет.
Как-то находясь в Греции, я поинтересовался у тамошнего православного духовенства, как Греческая Церковь относится к купанию, прежде всего морскому, своего духовенства. Ответ меня, надо сказать, поразил. Как оказалось, в Греческой Церкви совершенно по-разному относятся к монашескому священству и священству «белому», то есть женатому.
Так вот — для монахов в Греции существует жесткий запрет на купание в море. Считается, что это скорее развлечение, а любое развлечение будет отвлекать монаха от его главной обязанности — постоянной молитве к Богу. Поэтому монахи в Греции в море не купаются.
Совершенно иначе в Греции относятся к женатому духовенству. Здесь тоже существует ряд нюансов, нам в России не очень привычных. Сразу скажу — «белому» духовенству Греческой Церкви купаться в море можно. Греческая Церковь прекрасно понимает, что бытие женатого священника сильно разнится с монашеским. Наличие жены и детей одновременно и радует священника и накладывает на него особые обязательства — оберегать, обеспечивать и радовать, конечно.
Было бы странным, если бы семья женатого священника жила почти как в монастыре, а дети были бы лишены добрых и благочестивых радостей жизни. Того же купания. Поэтому Греческая Церковь негласно постановила, что женатый священник может вместе с семьей приходить на пляж и купаться. Только желательно, чтобы это было достаточно спокойное место, без сильного скопления людей. И самое главное — священник, согласно греческой традиции, может купаться, но только если он пришел к морю с супругой. Она является, так сказать, гарантом благочестия происходящего.
Как-то я спросил одного старого греческого священника, который был женат и имел большую семью — купается ли он летом? Он ответил — конечно, купаюсь. — И насколько часто? — Два раза. — В сутки? — Нет. В год, — ответил он с улыбкой. Это было очень странно для меня, ведь этот священник жил совсем рядом с морем. Приходи и купайся. Старый священник пояснил мне, что он не купается часто по двум причинам. Во-первых, он — настоящий грек и как настоящий грек купается только тогда, когда температура воды приближается к 25 градусам тепла. А во-вторых, купается он всё же рано утром, чтобы никого из своих прихожан не смущать. Хотя на купание в общем-то имеет полное право. Таким образом, и в Греции по поводу купания духовенства имеются разные мнения.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







