Есть в жизни моменты, которые кажутся совершенно обычными и привычными до тех пор, пока не начнешь соотносить их с фигурой православного священника. Казалось бы, совершенно нормальная ситуация — наступает лето, а вместе с ним и купальный сезон. Все стараются быть поближе к воде, выдвигаются на пляжи. Интересно — а православному батюшке можно ли воспользоваться благами природы и искупаться?
В России по поводу купания духовенства на общественных пляжах до сих пор идут дискуссии. Кто-то говорит, что ничего страшного в священническом купании нет. Кто-то утверждает, что это недопустимо. Единого мнения, повторюсь, у нас нет.
Как-то находясь в Греции, я поинтересовался у тамошнего православного духовенства, как Греческая Церковь относится к купанию, прежде всего морскому, своего духовенства. Ответ меня, надо сказать, поразил. Как оказалось, в Греческой Церкви совершенно по-разному относятся к монашескому священству и священству «белому», то есть женатому.
Так вот — для монахов в Греции существует жесткий запрет на купание в море. Считается, что это скорее развлечение, а любое развлечение будет отвлекать монаха от его главной обязанности — постоянной молитве к Богу. Поэтому монахи в Греции в море не купаются.
Совершенно иначе в Греции относятся к женатому духовенству. Здесь тоже существует ряд нюансов, нам в России не очень привычных. Сразу скажу — «белому» духовенству Греческой Церкви купаться в море можно. Греческая Церковь прекрасно понимает, что бытие женатого священника сильно разнится с монашеским. Наличие жены и детей одновременно и радует священника и накладывает на него особые обязательства — оберегать, обеспечивать и радовать, конечно.
Было бы странным, если бы семья женатого священника жила почти как в монастыре, а дети были бы лишены добрых и благочестивых радостей жизни. Того же купания. Поэтому Греческая Церковь негласно постановила, что женатый священник может вместе с семьей приходить на пляж и купаться. Только желательно, чтобы это было достаточно спокойное место, без сильного скопления людей. И самое главное — священник, согласно греческой традиции, может купаться, но только если он пришел к морю с супругой. Она является, так сказать, гарантом благочестия происходящего.
Как-то я спросил одного старого греческого священника, который был женат и имел большую семью — купается ли он летом? Он ответил — конечно, купаюсь. — И насколько часто? — Два раза. — В сутки? — Нет. В год, — ответил он с улыбкой. Это было очень странно для меня, ведь этот священник жил совсем рядом с морем. Приходи и купайся. Старый священник пояснил мне, что он не купается часто по двум причинам. Во-первых, он — настоящий грек и как настоящий грек купается только тогда, когда температура воды приближается к 25 градусам тепла. А во-вторых, купается он всё же рано утром, чтобы никого из своих прихожан не смущать. Хотя на купание в общем-то имеет полное право. Таким образом, и в Греции по поводу купания духовенства имеются разные мнения.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.