
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Деян., 1 зач., I, 1-12.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок книги Деяний прочитывается за литургией два раза в году: в день Вознесения Господня и на Пасху, но пасхальное чтение отличается большей краткостью и останавливается перед рассказом о Вознесении. Само по себе Вознесение на небо, если не касаться богословской составляющей этого церковного праздника, выглядит в глазах критически настроенного человека довольно соблазнительно. Причём выглядеть так оно начало не только после освоения космоса. В одной из древнейших рукописей Нового Завета — кодексе Безы — то место книги Деяний, которое мы сегодня услышали, звучит существенно иначе: «облако скрыло Его и Он был взят от их глаз». То есть, согласно этому списку книги Деяний, собственно Вознесения не было, а было исчезновение в облаке. Если сравнить этот рассказ с тем, который находится в большинстве других древних рукописей, то становится очевидной редактура текста с тем, чтобы исключить все те слова, которые прямо говорят о телесном Вознесении Господа Иисуса Христа. Получается, что рационалистический подход к Вознесению Господню имеет древнюю традицию, Вознесение уже в пятом веке по Рождестве, а именно этим веком датируется кодекс Безы, было не вполне удобно для восприятия. Здесь следует помнить и о том, что кодекс Безы имеет западное происхождение и в нем в полной мере нашёл своё отражение свойственный западному христианству рационализм. Восточное же мышление способно воспринять Вознесение так, как оно было. Облако, которое скрывает Христа Спасителя, имеет свой прообраз в Ветхом Завете. Это то, что Пятикнижие Моисея называет «славой Господней», которая в книге Исход явилась израильтянам в виде облака. О том же самом, о явлении славы Господней в виде облака, говорит и книга Чисел. Получается, что Вознесение Господне не имеет никакого отношения к физическому миру, понимание Вознесения как взлёта в космические дали, а также попытка каким-либо образом переформулировать рассказ книги Деяний свидетельствует лишь о непонимании сущности ветхозаветных богоявлений и неверии в то, что Господь наш Иисус Христос вознёсся ко Отцу, объятый славой Господней.
«Таланты как дар от Бога». Иеромонах Поликарп (Тибанов) и Павел Раковский

У нас в студии были иеромонах Поликарп (Тибанов) и директор по привлечению средств благотворительного фонда «Жизнь как чудо» Павел Раковский.
Разговор шел о разных талантах, которые Бог дает людям, как развивать их и использовать во благо, а также мы говорили о возрождающемся пешем паломническом маршруте из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру и дальше до Соловков.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Четвертая беседа с Ольгой Юревич была посвящена любви как дару от Бога (эфир 19.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 19.09.2025». Илья Кузьменков, Алексей Соколов

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз будут ведущие Алексей Пичугин и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Главный редактор Радио ВЕРА Илья Кузьменков вынесли на обсуждение темы:
— Память о святом благоверном князе Данииле Московском;
— Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур;
— Жизнь без интернета в современном мире;
— Участие людей в возрождении и изменении жизни небольших городов, на примере Суздаля.
Все выпуски программы Журнал
Одеяло с узорами

Фото: Alice Feigel / Unsplash
Один плут прикинулся слепым для того, чтобы все вокруг его жалели и кормили даром. Он ходил по деревням и так хорошо притворялся, что никто из крестьян не подозревал, что хитрец над ними насмехается.
Как-то раз этот плут по дороге попал в грозу. У него не было с собой зонтика, и негде было укрыться. Вдруг он увидел на поле шалаш, где жил сторож, охранявший посевы кукурузы. Плут бросился туда, чтобы укрыться от непогоды.
Сторож оказался добрым человеком и пустил путника переждать грозу. Однако дождь всё не кончался, и старик оставил путника в шалаше до утра и даже заботливо укрыл его своим новым одеялом.
Дождавшись, когда сторож уснёт, плут зашил в уголок одеяла монетку, нашёл хозяйский зонтик и пересчитал в нём все спицы. А на рассвете, пока старик ещё спал, забрал одеяло и зонтик и потихоньку ушёл.
Когда сторож проснулся и обнаружил пропажу, он бросился за вором в погоню и настиг его в ближайшей деревне. Старику не хотелось его позорить перед всеми, поэтому подошёл и тихо попросил вернуть одеяло и зонтик.
Но плут стал громко кричать и звать людей на помощь. А когда народ собрался, объявил, что какой-то старик хочет отобрать вещи у несчастного слепого.
Тут уже и сторож возмутился, и сказал, что слепец, которому он оказал гостеприимство, оказался бесчестным человеком и его обокрал. Крестьяне слушали их спор, и не могли понять, кто прав, а кто виноват.
Тогда плут спросил старика:
— Если это твой зонтик, скажи, сколько в нем спиц?
— Откуда мне знать? Я их сроду не считал, — удивился сторож.
— Ага, вот видите, — воскликнул плут. — Он не знает, потому что никогда этот зонтик не держал в руках. А я вам точно скажу, что здесь двадцать спиц.
Крестьяне пересчитали — спиц и впрямь оказалось ровно двадцать.
— А какие у твоего одеяла приметы? — снова спросил плут.
— Не знаю... Обычное одеяло. Оно у меня совсем новое, — растерялся сторож.
— Теперь точно понятно, что оно не твоё. Ведь в уголке этого одеяла зашита монета, — объявил плут.
Крестьяне проверили — и правда, в одеяле была спрятана монетка.
Они стали ругать сторожа за то, что тот хотел отобрать у несчастного слепца его последние вещи. Но тут из толпы вышел мальчик, хорошо знавший честность старика, взглянул на одеяло и сказал:
— Было бы из-за чего спорить! Это же просто старая грязная тряпка, о которую только ноги вытирать.
Плут так возмутился, что забыл притворяться и закричал:
— Ты с ума сошел? Какая же это тряпка! Ты, что ли, не видишь, какие на этом новом одеяле красивые узоры?
И всем стало ясно, что плут обладает прекрасным зрением, и все эти годы просто водил людей за нос. Сторож получил назад свои одеяло и зонтик, а разоблачённый обманщик из той деревни еле ноги унёс и с той поры занялся честным ремеслом.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки