Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Один современный исследователь Евангелия от Иоанна в связи с сегодняшним отрывком очень удачно вспомнил слова Исайи Берлина, который, к слову, христианином не был: «Почти все моралисты в истории человечества восхваляли свободу. Значение этого слова, подобно словам „счастье“ и „добро“, „природа“ и „действительность“, столь широко, что оно, кажется, допускает почти любое толкование». Прав был Исайя Берлин. Действительно, о свободе, добре, о природе и действительности можно говорить как угодно и что угодно. Понимать их можно немыслимым количеством способов. Христос Спаситель связывает между собой свободу и истину: «позна́ете истину, и истина сделает вас свободными». Тем самым Он отметает все те трактовки свободы, которые сводятся к возможности делать то, чего я хочу. То есть Он отметает любые проявления вседозволенности. Это понятно, в общем-то, и без Христовых слов, ведь всем известно, что свобода быть самому себе господином неизбежно наталкивается на ограничение в виде свободы других людей. Но Спаситель идёт дальше, Он говорит, что свобода лежит вне правовой сферы и вне каких-либо общественных договорённостей: «всякий, делающий грех, есть раб греха». Это подлинно духовная концепция свободы. Христос дарует эту совершенную свободу, которая избавляет даже от рабства самому себе, страстям, желаниям, привычкам, избавляет от рабства своего «я так хочу». А освободить от греха, страстей и всех их возможных последствий может лишь Сам Христос Спаситель: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Освобождение связано прежде всего с верой в Освободителя, то есть в Сына Божия. Эта же вера даёт понимание того, что свобода находится вне нас самих. Она не в своеволии, а в совершенном послушании воли Бога, только такое послушание и есть подлинная свобода в истине. Там самая свобода, о которой в сегодняшнем евангельском отрывке говорит Христос и та самая свобода, к мысли о которой из-за своих грёз о политической свободе родной страны никак не могут дойти Его оппоненты.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!